Профилактика проводки
Что нужно знать о профилактике электросети:
- Не допускается использование самодельных предохранителей монеток, кусков проволоки и т.д. Такая проблема может привести к короткому замыканию, в более тяжелых случаях она может спровоцировать возгорание.
- Помните о том, что автомобильный аккумулятор нуждается в периодическом ТО. Как минимум раз в год нужно подзаряжать батарею, также следует производить диагностику плотности рабочей жидкости в банках и ее уровня. Если вы заметили, что электролита в банках мало, то нужно восполнить его уровень.
- Если вы самостоятельно устанавливаете противоугонную систему, видеорегистратор и прочие устройства, то проследите за тем, чтобы подключение проводов было качественным и надежным.
- Если обнаружились неполадки в работе электрооборудования, то их необходимо решать как можно быстрее. При необходимости обратитесь к электрику.
Характеристика генератора газ 3110 402 и 406 двигатель: схема подключения и проверка ремня
На «Волгу» и «Газель» ставился двигатель ЗМЗ 402.
Для этого варианта автомобилей применялся генератор типа 16 КЗАТЭ или 19 АТЭ1 (Элтра)
Эти генераторы были полностью взаимозаменяемы. По конструкции были идентичны и позволяли взаимное использование деталей для ремонта.
Для двигателей «Волги» генераторы комплектовались двухрядным шкивом, для «Газелей» однорядным. Для автомобилей производства первой половины 90х годов использовался вывод переменного напряжения с фазы генератора для работы тахометра. В последующих моделях тахометр получал сигнал от системы зажигания, и вывод фазы генератора стал не нужен, если на генераторе он есть, то его просто не подключают.
Генератор имеет традиционную схему. Обмотка, ротор, диодный мост, щеточный узел. Регулятор напряжения типа 13.3702 (131.3702) стоит отдельно и соединяется с генератором проводами.
Модификации карбюраторов К126
Карбюраторы 126-й серии производятся уже не одно десятилетие, первые модели изготавливались на Ленинградском заводе (Ленкарз), переименованном в дальнейшем в ПЕКАР. На грузовых автомобилях ГАЗ-53 и ГАЗ-66 они стали применяться, начиная с 1964 года (К126Б), в 1977-ом ГАЗ-52-03 оснастили моделью К126И, «Газончик» 52-04 стал комплектоваться К126Е. Версия К126Д также разрабатывалась для «Газонов» и автобусов ПАЗ, позднее грузовые автомобили ГАЗ стали оснащаться карбюратором К135, который, по сути, является аналогом «сто двадцать шестого».
Модификация К126П предназначалась для четырехцилиндровых двигателей МЗМА, применялась на автомобилях «Москвич-408», начало выпуска – 1965 год. Модификация К126Н использовалась уже на «Москвичах-412», для «Волги» 24 и 24-10 предназначались К126Г и К126ГМ (модернизированная версия «Г»), а для авто с газовым оборудованием – К126С. Модель, используемая штатно на УАЗах – это версия К126ГУ (дв. УМЗ-417), нередко обладатели «Уазиков» ставят «Волговский» карбюратор «Г» или «ГМ».
По сути, многие варианты «126-х» взаимозаменяемы, отличаются в основном нижней частью корпуса («подошвой»), верхней крышкой (разное крепление под корпус воздушного фильтра). Разумеется, каждый из карбюраторных узлов комплектуется своими жиклерами, но их легко можно поменять. Единственное, чего невозможно сделать – это установить карбюратор от грузовика на легковой автомобиль, а также в обратном порядке, здесь уже отличия у них значительные.
Схема генератора на «Газель» с двигателем 402
Схема отличается тем, что в ней для контроля за работой генератора применяется воль Амперметр
При включении зажигания, ток от аккумулятора идет через контакты замка зажигания, с точки 15\1, на щетку, далее через обмотку ротора на внешний регулятор (который стоит в стороне от генератора). На клемму + регулятора с точки 15\1 приходит отдельный провод, плюс с этого провода, открывает регулятор напряжения и ток ротора проходит на массу. Этот ток намагничивает ротор. Двигатель заводится, ротор генератора начинает вращаться, и его магнитное поле возбуждает ЭДС в обмотке генератора. Уже на холостых оборотах генератор начинает давать напряжение. Аккумулятор становится потребителем и начинается зарядка, обмотка возбуждения генератора питается по той же цепи, только теперь не от аккумулятора, а от выхода генератора. При подключении внешних потребителей, все питается от генератора.
Особенности модификации
Конструкторы учли слабые места предшественницы – ГАЗ 3102, и оснастили новую модель:
- Корректором фар с электроприводом;
- Подогревом форсунок омывателей лобового стекла;
- Двухрежимным обогревом заднего стекла.
Это потребовало изменений электропроводки, в результате чего ее дооснастили дополнительными жгутами и разъемами.
Однако, более серьезные преобразования коснулись использования бесконтактного зажигания, в результате чего:
- Подкапотная схема проводки ГАЗ 3110 была основательно переделана;
- Использование более мощных импульсов в электросети заставило конструкторов изменить контакты большинства электронных приборов (см. также схему электропроводки УАЗ 31512).
Карбюраторный двигатель
На момент выпуска ГАЗ 3110 у автопроизводителя был только один силовой агрегат, способный обеспечить автомобилю приемлемые скоростные характеристики. Это ЗМЗ-402 объемом в 2,4 л.
Он имел некоторые отличия:
- Модификация ЗМЗ-402.10 была рассчитана на работу на бензине с октановым числом 92;
- Вариант для такси и для семейства Газель был рассчитан на бензин с октановым числом 76.
Инжекторный вариант
Рядный бензиновый двигатель объемом 2,3л с управляемым впрыском топлива ЗМЗ-406.2 считался более прогрессивным (см. также схему электропроводки Нива 21213).
Для улучшения его характеристик, на автомобиль устанавливалась электронная система зажигания, которая имела немало новинок для отечественного автопрома:
- Электронный блок управления (ЭБУ) с возможностью вывода кодов ошибок;
- Две катушки зажигания;
- Электронный коммутатор.
Несмотря на то, что все комплектующие были импортными, автопроизводитель смог освоить выпуск моторов, использовавших разные типы бензина:
- Двигатель со впрыском топлива работал на бензине с октановым числом 92;
- Карбюраторная версия мотора могла работать как на 76-м бензине (версия 406.1), так и на 92-м (версия 406.3)
Позже автопроизводитель неоднократно менял поставщиков электронных блоков, в результате чего проводка ГАЗ 3110 на инжектор имела отличия, связанные с комплектацией ЭБУ различными моделями:
Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-3110 с двигателем ЗМЗ-402
1 – указатель поворота передний правый;
2 – фара головного света правая;
3 – лампы габаритного света передние;
4 – лампы головного света;
5 – противотуманная фара правая;
6 – электровентилятор системы охлаждения;
7 – датчик включения электровентилятора радиатора;
8 – противотуманная фара левая;
9 – фара головного света левая;
10 – указатель поворота передний левый;
11 – повторитель указателя поворота правый;
12 – свечи зажигания и наконечники с помехоподавительными резисторами;
13 – датчик-распределитель;
14 – электромагнитный клапан ЭПХХ;
15 – выключатель системы ЭПХХ;
16 – блок управления ЭПХХ;
17 – генератор;
18 – магнитола;
19 – повторитель указателя поворота левый;
20 – звуковые сигналы;
21 – выключатель зажигания;
22 – коммутатор системы зажигания;
23 – катушка зажигания;
24 – реле электровентилятора радиатора;
25 – регулятор напряжения;
26 – подкапотный фонарь;
27 – штепсельная розетка;
28 – выключатель звукового сигнала;
29 – реле звукового сигнала;
30 – комбинация приборов;
31 – контрольная лампа аварийного падения уровня тормозной жидкости;
32 – блок предохранителей в моторном отсеке;
33 – стартер;
34 – плафон освещения вещевого ящика;
35 – выключатель плафона вещевого ящика;
36 – электродвигатель антенны;
37 – спидометр;
38 – тахометр;
39 – контрольная лампа включения стояночного тормоза;
40 – контрольная лампа обогрева сидений;
41 – контрольная лампа левого поворота;
42 – контрольная лампа правого поворота;
43 – лампы освещения приборов;
44 – контрольная лампа неисправности генератора;
45 – указатель напряжения;
46 – контрольная лампа габаритного света;
47 – контрольная лампа дальнего света фар;
48 – аккумуляторная батарея;
49 – реле стартера;
50 – реле фар;
51 – блок предохранителей левый;
52 – переключатель антенны;
53 – реле противотуманных фар;
54 – выключатель противотуманных фар;
55 – выключатель заднего противотуманного света;
56 – контрольная лампа воздушной заслонки карбюратора;
57 – центральный переключатель света;
58 – блок предохранителей правый;
59 – контрольная лампа аварийной температуры охлаждающей жидкости;
60 – указатель температуры охлаждающей жидкости;
61 – указатель уровня топлива;
62 – контрольная лампа минимального резерва топлива в баке;
63 – контрольная лампа дублер;
64 – контрольная лампа аварийного давления масла;
65 – указатель давления масла;
66 – выключатель сигнала торможения;
67 – датчик спидометра;
68 – выключатель света заднего хода;
69 – реле обогрева заднего стекла;
70 – переключатель обогрева заднего стекла;
71 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
72 – электродвигатель стеклоочистителя;
73 – датчик контрольной лампы аварийной температуры;
74 – датчик контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
75 – датчик аварийного падения уровня тормозной жидкости;
76 – переключатель стеклоочистителя;
77 – выключатель аварийной сигнализации;
78 – реле указателя поворота;
79 – электродвигатель вентилятора отопителя;
80 – выключатель сигнализатора стояночного тормоза;
81 – переключатель вентилятора отопителя;
82 – реле стеклоочистителя:
83 датчик указателя давления масла;
84 – датчик сигнализатора аварийного давления масла;
85 – датчик указателя уровня топлива;
86 – переключатель указателей поворота;
87 – прерыватель сигнализатора стояночного тормоза;
88 – добавочный резистор электродвигателя вентилятора отопителя;
89 – прикуриватель;
90 – электронасос стеклоомывателя;
91 – электрообогревные жиклеры стеклоомывателя;
92 – выключатель проверки контрольных ламп комбинации приборов;
93 – дверные выключатели плафона;
94 – плафон;
95 – элементы обогрева сиденья;
96 – выключатели обогрева сиденья;
97 – реле обогрева сидений;
98 – выключатель обогрева жиклеров стеклоомывателя;
99 – нагревательный элемент заднего стекла;
100 – фонарь багажника;
101 – лампы задних указателей поворота;
102 – задний фонарь правый;
103 – лампы сигнала торможения и заднего габаритного света;
104 – задние фонари в крышке багажника;
105 – лампы света заднего хода;
106 – лампы заднего противотуманного света;
107 – дополнительный сигнал торможения;
108 – фонари освещения регистрационного номера;
109 – задний фонарь левый; R1, R2, R3, и R4 – помехоподавительные резисторы.
Технические характеристики
Прежде чем обратиться к электросхеме двигателя и всего транспортного средства Волга 3110, стоит рассмотреть основные технические характеристики движка. 406 двигатель, который устанавливался на автомобиль, имеет высокие технические характеристики и простоту конструкции.
Итак, рассмотрим, основные технические характеристики и особенности мотора 406 для ГАЗ 3110:
Тип | Рядный |
Топливная система | На бензине |
Система впрыска | Инжектор |
Объем | 2,3 литра (2280 см. куб) |
Мощность | 100-110 лошадиных сил |
Количество цилиндров | 4 |
Количество клапанов | 16 |
Диаметр цилиндра | 92 мм |
Расход топлива | 11 литров на 100 км |
Система охлаждения | Жидкостное, принудительное |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Возможные неисправности проводки
Какие неисправности в работе проводки ГАЗ 31105 с двигателем Крайслер, ГАЗ 31029 или любой другой модели могут произойти:
- Отсутствие контакта. Такая неисправность может быть связана с обрывом электропроводки, окислением выходов либо их подгоранием. Если контакт окислился, то его нужно очистить, если оборвался провод, то он подлежит восстановлению, если причина кроется в подгорании, то для начала нужно устранить проблему перенапряжения. Вполне возможно, что разъем просто вышел из гнезда, такое часто бывает при плохой фиксации штекера и постоянной ездой по неровным дорогам.
- Разряд АКБ. Такая проблема чаще всего происходит в холодное время года — на морозе батареи больше всего подвержены разряду. Если это случилось в теплое время года, то нужно проверить заряд АКБ, уровень и плотность электролита, а также корпус на предмет повреждений.
- Обрыв цепи. Неисправность такого плана диагностируется путем поиска поврежденного участка вручную или с помощью тестера. Обрыв необходимо ликвидировать путем замены провода, а замененный провод следует также обмотать изолентой — это позволит создать дополнительный слой изоляции. При укладке проводов проследите за тем, чтобы они не подвергались воздействию движущихся механизмов, иначе это приведет к очередному пробою изоляции и обрыву.
- Перегорание предохранительного элемента. Такая проблема наиболее актуальна для машин, в бортовой сети которых есть скачки напряжения. Если скачки напряжения ощутимые, то предохранитель попросту не сможет выдержать нагрузку, что приведет к его выходу из строя.
Диагностика двигателя ГАЗ
Как и модели всех других двигателей, моторы ЗМЗ можно диагностировать с помощью персональных компьютеров (стационарных ПК, ноутбуков), специальных автомобильных сканеров. В отличие от ПК, сканеры более мобильны и компактны, с ними можно работать даже в полевых условиях.
Автосканеры могут быть универсальными, работающими одновременно со многими моделями автомобилей, но, как правило, функциональные возможности таких приборов несколько ограничены. К наиболее популярным компактным диагностическим приборам можно отнести автосканеры моделей:
- ДСТ;
- Аскан;
- Сканматик;
- АвтоАс.
С помощью диагностического компьютерного оборудования при диагностике двигателя ГАЗ выявляются различные ошибки, возникающие в ЭСУД. Каждой ошибке присваивается свой код, например, если на экране сканера (компьютера) высвечиваются цифры 054, они означают неисправность датчика распределительного вала.
- плохой контакт штекера (разъема);
- оборванные провода;
- замыкание в проводке;
- неисправность в блоке управления.
Кроме ошибок с помощью диагностики проверяются различные параметры работы двигателя:
- температура тосола (антифриза) в системе охлаждения;
- общее напряжение сети;
- расход топлива в разных режимах (отдельно по каждой форсунке);
- угол опережения зажигания.
Есть также ряд других параметров, по которым можно определить работоспособность и состояние двигателя.
Принципиальные различия в устройстве блока предохранителей в зависимости от модели Газели
Так выглядит блок предохранителей нового образца
Конструктивные отличия модификации класса Газелей, исходя из различных систем защиты электрооборудования, можно разделить на следующие основные группы и выделить их особенности. Смотрите в видео как установить новый блок предохранителей.
Автомобили с бензиновым двигателем карбюраторного типа
- Машины выпуска до 2003 года:
- комплектовались модулями электропредохранителей старого образца с предохранителями цилиндрического типа номиналом 8 и 16А;
- управляющие реле установлены отдельно от монтажного блока;
- подкапотный блок (БПР-2) имеет силовые электропредохранители 40А для световой цепи и 60А для общего плюса.
- Модели 2003-2010 года выпуска:
- устанавливались блоки нового образца с пластиковыми предохранителями с порогом защиты 5, 10, 15, 20 и 25А в зависимости от оборудования;
- реле управления также расположены независимо от блока;
- силовой предохраняющий модуль может быть различным: БПР-2 с защитой в 90А для световой и генераторной цепи и 60А для общего плюса.
- БПР-4 для автомобилей с предустановленной антиблокировочной системой и дополнительными электропредохранителями на 25 и 40А.
Автомобили с бензиновым двигателем инжекторного типа
- Основные предохранители пластикового типа 25, 10, 15, 20 и 5А для различных цепей объединены в единый монтажный модуль, расположенный в кабине.
- Основные управляющие реле входят в состав блока.
Так выглядят управляющие реле для автомобиля Газель
Процесс установки защитных реле
Автомобили с дизельным двигателем
- Установлен основной предохраняющий модуль, аналогичный инжекторным автомобилям, с дополнительными электропредохранителями в 5А для системы управления двигателем.
- Измененный подкапотный блок, в том числе защищаемые цепи:
- система подогрева воздуха с защитой 125А;
Схематическое устройство системы подогрева воздуха в газели
Схема с размерами автомобильного предохранителя
Разнообразие заводских комплектаций автомобилей Газель, как по предустановленному двигателю, так и по дополнительному оборудованию, множественность их комбинаций приводит, в свою очередь, к различиям в системе электрозащиты и устройстве монтажного блока.
Таким образом, блок предохранителей Газель является обязательным элементом защитного механизма электрооборудования автомобиля и реализован с учетом конструктивных особенностей конкретной модификации автомобиля.
Двухуровневое построение предохранительного контура обеспечивает надежный заслон бортовых приборов, как от короткого замыкания сети машины, так и от перепадов напряжения, обеспечивая тем самым их безотказную работу.
Типы двигателей
Если вы решили провести какие-либо работы своими руками, то опять же самым простым вариантом является инструкция, в которой будут все необходимые схемы. Но их там может быть несколько, и они зависят от варианта установленного двигателя.
Карбюратор
Самый простой вариант, который устанавливался с самого начала и какое-то время был единственным возможным.
Относительно этого двигателя можно отметить следующее:
- Использовалась модификация ЗМЗ-402 двигатель объемом 2.4 литра.
- Существовало две модификации, одна предназначалась для работы на бензине с октановым числом 92, а вторая – 76. Но следует отметить, что и тот, и другой вариант не отличались экономичностью, поэтому многие автовладельцы настраивали агрегаты именно под 76-й бензин.
- Главным преимуществом этой модификации можно считать относительную простоту и высокую ремонтопригодность.
Инжектор ЗМЗ 406.2
Этот двигатель отечественного производства имеет рабочий объем 2.3 литра и считается более качественным в силу следующих причин:
Наличие электронного блока управления (ЭБУ), регулирующего впрыск топлива и повышающего рабочие параметры агрегата.
- Электронный коммутатор и две катушки зажигания обеспечивали более стабильную и четкую работу системы.
- Естественно, проводка ГАЗ 3110 на инжектор значительно отличается от карбюраторной. Наличие множества новых электронных блоков позволяет не только регулировать работу системы, но и при необходимости считывать коды ошибок, что очень удобно. В целом схема электропроводки ГАЗ 3110 на инжектор показана на фото ниже, это более сложный и современный вариант.
Инжекторная система включает больше элементов, чем карбюраторная
Инжектор Даймлер-Крайслер
Этот вариант появился в 2004 году как попытка коренной модернизации, конечно, он отличался от предыдущих, причем изменилась не только схема проводки ГАЗ 31105 (так называется модель).
Появились дополнительные усовершенствования:
- Электронная педаль газа.
- Блок управления электростеклоподъемниками со стороны водителя.
- Усовершенствованная панель приборов современного типа.
- Наличие кондиционера.
- Новые элементы освещения спереди и сзади.
Мотор 2.4 DOHC придал автомобилю отличные динамические характеристики, но в целом модель заметно уступала конкурентам, поэтому вскоре и этот проект прекратил существование. Ниже приведена схема электропроводки ГАЗ 31105, как вы можете убедиться, она самая сложная из всех, что неудивительно, учитывая все новшества, которые были добавлены.
Схема модели с двигателем Даймлер-Крайслер
Возможные неисправности и способы их устранения
Неправильная работа индикаторов на щитке приборов обычно связана с нарушениями в датчиках системы. Именно с ним система и получает всю информацию. Прежде чем начинать ремонт панели, следует проверить, работоспособны ли сами датчики. Если с ними все в порядке, а данные не отображаются или показываются с искажениями, проблема также может скрываться в проводке.
Также распространенной проблемой является перегорание отдельных лампочек приборки. Они достаточно просто поддаются замене в домашних условиях. Правда, у вас могут возникнуть проблемы с поиском новых деталей, так как выпуск автомобилей давно превращен. Но найти подходящие можно в любом хорошем магазине радиоэлектроники или автомагазине.
Из ролика ниже можно узнать, как заменить лампочки (автор видео — NONAvto).
Описание и расположение индикаторов и приборов на панели
Следует учитывать, что существует два варианта панелей для ГАЗ 3110. Первый вариант оказался не слишком удачным: индикаторы плохо видно в темноте и они не так информативны, как щитки современных автомобилей. Зато нового образца панель приборов полностью соответствует требованиям обычного водителя и позволяет держать под контролем состояние всех основных систем
Именно на расположенных на ней значках и будет остановлено основное внимание, ведь менять свою панель имеет смысл только на современную
Основные индикаторы
Ниже приведены основные индикаторы, которые вы можете найти на модели щитка приборов ГАЗ 31105 и других представительниц данного модельного ряда.
- Вольтметр. Его задача – показывать вам напряжение в бортовой сети.
- Лампа системы управления двигателем.
- Резерв/индикатор АБС при ее наличии.
- «Stop». Сигнализирует о неисправности, движение с которой запрещено.
- Левый указатель поворота.
- Аварийный уровень падения ТЖ.
- Одометр (показывает общий пробег машины).
- Спидометр (демонстрирует скорость движения).
- Индикатор стояночного тормоза, загорается, когда зажигание включено, а рычаг поднят.
- Правый указатель поворота.
- Резерв.
- Индикатор непристегнутых ремней (есть не на всех моделях).
- Индикатор аварийного падения масла. Также может быть расположен под номером 18.
- Резерв.
- Индикатор количества топлива. Деления 0 (пустой бак), ½ (половина бака), 1 (полный бак).
- Резерв топлива, загорается, когда его меньше 8 литров.
- Индикатор давления масла.
- Тоже что 13.
- Подогрев сидений.
- Температура ОЖ.
- Лампа габаритного света.
- Перегрев ОЖ.
- Индикатор дальнего света.
- Кнопка обнуления суточного пробега.
- Определитель суточного пробега.
- Тахометр. Определяет частоту вращения коленчатого вала.
- Лампа разряда аккумулятора.
Перечисленные выше индикаторы вы найдете на панели практически любой модели из 31 серии автомобилей «Волга».
Как проверить спидометр на газели. С чего начать?
После некоторого времени, владелец авто может обнаружить, что не работает спидометр на газели. Это значит неминуемое проведение проверки, начиная с оболочкового троса. Именно с этой частью автомобиля проблемы возникают чаще, чем с другими. Первым делом подлежат осмотру накидные гайки (скрепляющие КПП и оболочку троса, встроенную в механическом спидометре), так как из-за постоянных вибрационных колебаний они могли открутиться. Сдвинутые гайки видно по частому соскакиванию троса, в результате чего не будет подаваться крутящий момент. Затем можно проверить тросовый обрыв непосредственно в оболочке. Такое явление, как зацикливание, вполне может стать причиной отказа спидометра.
После того, как причины будут найдены и устранены, необходима корректировка пробега, если с механическим спидометром это можно сделать самостоятельно, то в случае с электронным механизмом следует обратиться к специалистам, которые грамотно скрутят пробег, без причинения вреда автомобилю и всей электронике.
Неисправность в большинстве случаев заключается в размашистых колебаниях (сильных отклонениях) стрелки указателя скорости, что становиться поводом для сомнений владельца/водителя газели в показаниях скорости прибора. Причиной неполадки вполне может быть отсутствующая смазка на оболочке (внутренней). Именно из-за нее, трос вращается неправильно (неравномерно), в результате чего начинает тормозить. Аналогично дело обстоит и с ослабленными гайками, при помощи которых в газели прикрепляется оболочка
Не важно, какова была причина снятия и повторной установки троса, если владелец выполнял данную процедуру, превысив допустимый перегиб (радиус более 15 см), вращение троса затрудниться, а стрелка указателя начать колебаться, препятствуя точному определению скорости движения автомашины