Куда дует вентилятор охлаждения?
В этой статье мы не можем обойти вниманием вопрос о том, куда дует интересующий нас механизм. Именно его задают экспертам и коллегам-автолюбителям пользователи на десятках и сотнях форумах, посвященных обслуживанию транспортных средств. На самом деле ответ на него очень прост
На самом деле ответ на него очень прост.
Если в вашем автомобиле поток воздуха направлен не на мотор, а на радиатор, это означает только то, что вентилятор неправильно подключили после технического обслуживания либо выполнения ремонтных работ. Вероятнее всего, просто-напросто спутали клеммы. Следует установить их правильно, и больше никогда не задаваться вопросом, куда вентилятор должен направлять поток охлажденного воздуха.
Дело в пробке!
На системах охлаждения, которые используются в восьмом семействе ВАЗ и выше, применяется несколько иная конструкция. Образование пробок практически невозможно (но реально). А вот в ВАЗ 2107 пробка воздуха может появиться в любой момент. И причин для этого может быть масса, но чаще всего – это нарушение герметичности в системе.
Внимательно осмотрите все патрубки на наличие трещин и повреждений. Головкой на «6» или «8» проверьте затяжку всех хомутов. После этого осмотрите радиаторы (включая тот, который в отопителе используется), нет ли на них повреждения ячеек. Если же тосол выкидывает из бачка, то у вас самая неприятная поломка, о ней будет рассказано немного позже.
Прокачка системы
На автомобилях ВАЗ 2107 и ее аналогах (моделях 2101-2106) выгнать пробку можно очень просто. Достаточно снять патрубок, который идет к карбюратору для обогрева заслонки. Если установлен инжектор, то снимаете патрубок, идущий к дроссельному узлу.
Затем заливаете в радиатор тосол. И не забывайте о том, что краник печки обязательно необходимо открывать. Когда он наполнится, необходимо руками обжимать все патрубки (а точнее – верхний и нижний). Тосол при этом должен уйти.
Доливаете недостающее количество и заводите двигатель. Прогреваете и внимательно следите за уровнем, иногда доливаете тосол. Придется доливать около трех литров. И следите за тем, когда пойдет жидкость из трубки, соединяемой с карбюратором.
Когда это произойдет, нужно установить ее на место и затянуть хомут. Конечно, если на этом остановиться, то не получится избавиться от поломки. Тосол все равно закипает, температура растет. И почему так происходит? Сделайте еще несколько процедур и все придет в норму.
Надеваете перчатку и продолжаете медленно обжимать патрубки. При этом нужно на радиатор установить пробку, а в расширительном бачке должен быть тосол между двумя отметками. Вот и все, воздуха нет, циркуляция происходит в нормальном режиме.
Один небольшой совет: при заправке системы желательно поставить машину таким образом, чтобы ее перед был выше зада. Это позволит обеспечить полное заполнение системы. В итоге тосол не бурлит, не кипит, автомобиль работает, как часики.
Периодичность замены, какой антифриз заливать
По рекомендации завода-изготовителя производить замену антифриза или тосола на автомобилях ВАЗ 2104 необходимо с периодичностью раз в 2 года или после пробега 60 тысяч километров. Если автомобиль эксплуатируется в более жестких условиях, то замену желательно производить чаще – каждые 30-40 тысяч километров.
- Утрата свойств. Проверить качество используемого антифриза можно при помощи тестовой полоски, которая продается в тех же местах, где и сама жидкость. Полоску опускаете в расширительный бачок, затем вытаскиваете. В комплекте с полоской идет цветовая шкала, согласно которой, можно будет понять, сколько еще можно эксплуатировать автомобиль до замены охлаждающей жидкости.
- Изменение цвета на рыжий или красный. Это означает, что в составе появилась ржавчина.
- Появление осадков, хлопьев и плотных образований.
Во всех случаях необходимо произвести не только замену, но и проверить на исправность всю систему охлаждение двигателя.
В качестве охлаждающей жидкости для ВАЗ 2104, можно использовать неплохой тосол Лукойл. Или менее известный, но качественный продукт Газпромнефть. При замене также можно заливать антифриз, лучше с допуском G12, он более безопасен для всей системы. Также можно использовать оригинальный антифриз Lada G12, который подходит для всех автомобилей данного производителя.
Модернизация системы охлаждения
Эта система с подпиткой из расширительного бачка через двойной клапан в пробке радиатора. Не устраивало, прежде всего, следующее: если расширившаяся жижа уходит в бачок по превышению давления в системе, то обратно она может попасть только с появлением там разряжения. А надо бы сразу. Особенно, если появились утечки, и система стала негерметичной. В этом случае разряжения не создаётся, и жижа не подтягивается… И сплошь и рядом попадается парадоксальная ситуация: из системы охлаждения уже почти всё вытекло, а бачок полный.
Что делать и как бороться? Переделывать систему на «нижнюю подпитку». Такая схема на всех нормальных иномарках, на переднеприводных ВАЗах, на Газелях.
Работает оно так: низ системы охлаждения соединён с низом расширительного бачка. Верх системы охлаждения соединён с верхом расширительного бачка. Никаких клапанов между бачком нету. Беспрепятственный обмен жижой и воздухом. Тут уже начинает работать система сообщающихся сосудов, и уровень жижи в бачке всегда точно равен уровню жижи в системе охлаждения, в любой момент времени. Более того, при подтеканиях, жижа из бачка сразу пойдёт в систему охлаждения.
Схема работы системы с нижней подпиткой. Схема делалась для другой машины, поэтому показан тройник в нижнем патрубке. Клапан в пробке радиатора должен быть открыт.
Для сохранения давления в системе, крышка радиатора переползает на бачок. Бачок делается герметичным, и клапан сброса давления уже в его крышке.
поэтому, если мы видим на авто бачок с клапаном в крышке — перед нами система охлаждения с нижней подпиткой.
более того, т.к. низ бачка теперь соединён с низом системы охлаждения, то надобность в горловине радиатора уже отпадает, т.к. жижу можно заливать через бачок. Это тоже типичный признак такой системы.
латунный радиатор был «доработан напильником» для этого: в его верх и низ были впаяны латунные трубки для соединения шлангами с верхом и низом расширительного бачка. Сливная пробка срезана, вместо неё на самый низ был впаян сливной краник, чтобы сливалось всё.
Латунь радиатора была зачищена мягкой дисковой металлической щёткой для дрели, до состояния «у кота яйца». Паял паяльником 100Вт и флюсом ЛТИ-120
шланг с верха радиатора туго вставлялся в просверленное отверстие на макушке расширительного бачка. Там идёт обмен воздухом, поэтому, верхний шланг тонкий, и его называют «паро-отводящим».
Позже, в магазине попался расширительный бачок от Шнивы, он уже штатно имеет патрубок сверху, и пробку с клапаном в крышке.
лево-верх радиатора
лево-низ радиатора
и в этом же была моя главная ошибка в идеологии. Нежелательно сильно модифицировать готовые детали. Радиатор потёк следующей зимой, и всю эту красоту пришлось выкинуть.
следующий радиатор был уже пластиково-люминевым, и дополнительные соединения были в виде переходников шлангов.
Переходник нижней подпитки в сливную пробку алюминиевого радиатора. Левая деталь соединена с правой коротким резиновым шлангом. Я специально сделал деталь раздельной, чтобы не подгадывать положение сливного краника, а сначала закрутить левую деталь в радиатор, затем расположить правую деталь краником вниз, и лишь потом соединить их шлангом.
Ранняя фотка, тут ещё родной расширительный бачок, и воткнутый в его верх паро-отводящий патрубок
Бачок от Шнивы. Хорошо видны оба шланга от бачка до радиатора
Бачок от Шнивы. Хорошо видны оба шланга от бачка до радиатора
Узел нижней подпитки радиатора
Как заменить радиатор охлаждения 2107 и что еще может понадобиться
На автомобили ВАЗ 2107 и другую классику запчасти делают многие фирмы производителей и не все из них ставят свои артикула изделий. Большинство производителей используют каталожные номера деталей. Ниже список каталожных номеров запчастей, которые могут понадобиться при замене радиатора. Также можно посмотреть видео о замене радиатора на ВАЗ 2107.
- Радиатор двигателя 2105-1301010-10;
- Патрубок радиатора нижний (алюм. радиатор) 2105-1303010;
- Патрубок радиатора верхний (алюм. радиатор) 2105-1303025;
- Датчик включения вентилятора 2101-3808600;
- Опора радиатора нижняя 2101-1302060;
- Втулка распорная 2101-1302065;
- Кольцо уплотнительное 10396180;
- Крышка радиатора 2101-1304010;
- Электровентилятор 2103-1308008-01;
- Диффузор радиатора 2103-1309008.
Инструмент необходимый для работы
- Емкость для охлаждающей жидкости.
- Отвертка «+» и «-»
- Ключ на 10мм и 30мм
- Провода и изолента
1
Подкапотный вид автомобиля ВАЗ 2107. Стрелкой указан радиатор охлаждения.
2
Первым делом откручиваем крышку заливной горловины радиатора чтобы убрать давление в системе охлаждения.
3
Так как датчик включения вентилятора находится в самой нижней точке радиатора через него и будем сливать антифриз. Отключаем провода.
4
Ключом на 30 мм выкручиваем датчик и сливаем антифриз в емкость.
5
Откручиваем хомут и снимаем патрубок расширительного бачка.
6
Откручиваем и снимаем верхний патрубок радиатора.
7
И нижний патрубок тоже откручиваем и снимаем.
8
Откручиваем ключом на 10 мм правоем крепление радиатора.
9
И левое.
10
Отключаем разъем электровентилятора.
11
Теперь, когда все отключено, можно вытаскивать радиатор.
12
На снятом радиаторе откручиваем три болта крепления электровентилятора ключом на 10мм.
13
Видно низ радиатора весь мокрый, наверное где-то прогнили соты.
14
И здесь в углу так же все в антифризе
Внимание: Латунные радиаторы подлежат ремонту. Специалисты могут найти место утечки и запаять дефект. 15
15
Проверяем чтобы нижние подушки радиатора были установлены на месте.
16
Вот такой радиатор мы устанавливали фирмы Luzar.
17
Он уже алюминевый, а не латунный. По размеру он такой же, но отличаются выходы под патрубки и датчик включения вентилятора находится с другой стороны. Патрубки придется покупать другие.
18
Устанавливаем вентилятор на новый радиатор.
19
При необходимости можно сразу заменить и датчик. На самом датчике виден температурный режим его работы.
20
Откручиваем заглушку и закручиваем датчик.
21
На фото видны подушки под болты крепления радиатора. Их можно снять со старого радиатора или преобрести новые.
22
Устанавливаем резинки в уши крепления радиатора.
23
Теперь можно устанавливать новый радиатор.
24
Прикручиваем его.
25
И с другой стороны.
26
Откручиваем и снимаем верхний патрубок радиатора.
27
Сравниваем его с новый и видим разницу в длине патрубков.
28
Устанавливаем новый патрубок и прикручиваем его со стороны двигателя.
29
Прикручиваем его к радиатору. Затягиваем хомут шланги расширительного бачка.
30
Снимаем нижний патрубок радиатора. Видно что новый патрубок более ровный чем старый.
31
Устанавливаем новый патрубок и затягиваем хомуты.
32
Подключаем разъем вентилятора.
33
Также нам необходимо удлинить провода к датчику вентилятора.
34
Теперь подключаем провода к датчику.
35
А удлиненный провод подвязываем так чтобы его не намотало на двигатель и ничем не перетерло.
36
Если слитую охлаждающую жидкость менять не будите, то ее необходимо процедить от мусора через марлю или чулок.
37
Заливаем антифриз в радиатор.
38
И в расширительный бачок.
39
Запускаем двигатель и прогреваем его до момента включения вентилятора. Глушим. После ждем минут 30, чтобы двигатель немного остыл, и проверяем уровень в радиаторе и бачке. При необходимости доливаем жидкость.
Проблема в приводе помпы
Циркуляция охлаждающей жидкости в системе напрямую зависит от водяного насоса. Чем выше его производительность, тем лучше происходит процесс охлаждения. Чтобы производительность улучшить, используют «тюнингованные» помпы, на крыльчатке у которых большее количество лопастей.
Это разумно и правильно, особенно в случаях, когда двигатель подвергался переделкам и усовершенствовался. И если тюнингованный мотор не закипел при работе с родной системой охлаждения, то это нечто из ряда вон.
Если вы откроете капот ВАЗ 2107, то обязательно увидите одну особенность – жидкостный насос и генератор приводятся в движение одним ремнем. Отсюда вывод – если он оборвался или произошло его ослабление, то тосол движется по всем каналам с меньшей скоростью, охлаждение ухудшается в разы.
Выход из этого положения – замена ремня или же его натяжение. На автомобиле ВАЗ 2107, как и на большинстве других, делается это буквально за два движения. И на этом только начинаем рассматривать причины того, почему же двигатель закипел. Дальше интереснее.
Промывка системы
Регулярно необходимо осуществлять промывку. Делается она несложно, достаточно только применить специальный раствор, предназначенный для этой цели. Заливаете его в систему, запускаете двигатель и даете ему прогреться до рабочей температуры. После этого глушите мотор, сливаете раствор и повторяете процедуру 2-3 раза, только используйте чистую воду. Растворы, предназначенные для промывки, очень агрессивны и способны разрушить резину и металл при долгом контакте.
Обратите внимание, перед сливом жидкости из системы необходимо выждать некоторое время, чтобы температура снизилась до безопасного значения – порядка 50 градусов. Если имеются повреждения, то проведите ремонт
Система охлаждения ВАЗ-2107 имеет два сливных отверстия – на радиаторе и блоке цилиндров. И не забывайте открывать кран печки при промывке, чтобы в радиатор попадал раствор. Цена данной процедуры на СТО колеблется в интервале 500-700 рублей. Это не так уж много, по сравнению с ремонтом.
Несколько полезных советов, которые позволят продлить ресурс радиатора отопителя
- 1.Покупая новый радиатор, ориентируйтесь на производителя и материал его изготовления. Не стоит покупать дешевые запчасти неизвестных предприятий.
- 2.Не заливайте в систему охлаждения некачественные охлаждающие жидкости или воду. Ни в коем случае нельзя тосол в антифриз и наоборот. Не допускайте попадания в жидкость топлива или масла.
- 3.В теплое время года, когда печка не используется, хотя бы пару в месяц открывайте кран отопителя, чтобы охлаждающая жидкость попадала в радиатор. Это и рассыхание радиатора предотвратит, и прикипание запорного механизма крана предупредит.
Если после прочтения статьи у вас остались вопросы по замене радиатора отопителя, посмотрите видео:
В зимнее время года нужно иметь в своем автомобиле хорошую, а главное рабочую печку. Ну часто так случается что радиатор печки засоряется или начинает протекать, проще говоря выходит из строя, и требует замены. В сегодняшней статье мы поговорим о том как заменить радиатор печки на ваз. Так же рассмотрим как его можно починить и почистить.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 2106
1 – шланг подвода охлаждающей жидкости в радиатор отопителя; 2 – шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 3 – кран отопителя; 4 – радиатор отопителя; 5 – трубка отвода жидкости; 6 – шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы; 7 – расширительный бачок; 8 – подводящий шланг радиатора; 9 – пробка радиатора; | 10 – верхний бачок радиатора; 11 – трубка радиатора; 12 – электровентилятор; 13 – нижний бачок радиатора; 14 – отводящий шланг радиатора; 15 – насос охлаждающей жидкости; 16 – шланг подачи охлаждающей жидкости в насос; 17 – термостат; 18 – перепускной шланг термостата. |
Положение клапанов термостата при различной температуре охлаждающей жидкости
I – из головки блока цилиндров; II – к насосу охлаждающей жидкости; III – от нижнего патрубка радиатора; | 1 – основной клапан, 2 – перепускной клапан. |
Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа с принудительной циркуляцией. На холодном двигателе жидкость циркулирует по «малому кругу». В него входят рубашки охлаждения блока и головки цилиндров двигателя, насос охлаждающей жидкости, термостат, а также радиатор отопителя, когда его кран открыт. При достижении температуры жидкости 80–85° приходят в действие два клапана термостата, перекрывая малый круг и открывая жидкости путь через радиатор двигателя, который интенсивно обдувается встречным потоком воздуха при движении, а также при помощи электровентилятора. Радиатор состоит из двух горизонтальных бачков, соединенных между собой трубками. Для лучшего теплоотвода на них напрессованы пластины. Жидкость подается в радиатор через верхний патрубок, а отводится через нижний. Проходя через радиатор, жидкость охлаждается, после чего снова поступает в двигатель. Изменение объема охлаждающей жидкости при ее нагреве или охлаждении компенсирует расширительный бачок. Для визуального контроля уровня охлаждающей жидкости бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами пробки заливной горловины радиатора. На горячем двигателе выпускной клапан поддерживает повышенное давление в системе. За счет этого повышается температура кипения жидкости. При ее остывании открывается впускной клапан, пропуская часть жидкости из расширительного бачка в радиатор и тем самым компенсируя уменьшение объема жидкости. В пробке расширительного бачка имеется отверстие, поэтому в его внутренней полости давление всегда атмосферное. Насос охлаждающей жидкости центробежного типа. Корпус насоса – алюминиевый, разборный, состоит из двух частей. Валик насоса вращается в двухрядном подшипнике закрытого типа, не требующем обслуживания. На передний конец вала напрессован фланец шкива привода насоса – клиновым ремнем от шкива коленчатого вала двигателя. В последнее время автомобили комплектуются радиаторами с пластмассовыми бачками и алюминиевой сердцевиной. Не рекомендуется заливать в систему охлаждения двигателя воду. Это приводит к образованию накипи на стенках системы, коррозии деталей, ухудшению теплообмена и сокращению ресурса уплотнения насоса.
Система охлаждения ваз 2106
Сегодня мы рассмотрим все элементы, из которых состоит схема охлаждения ВАЗ 2106, а самое главное – узнаем, как провести замену охлаждающей жидкости, термостата, водяной помпы. На самом первом фото вы можете увидеть все элементы системы, именно по ней сейчас и будет строиться все повествование. Также будет рассмотрено, как провести замену охлаждающей жидкости в системе, а также как избавиться от воздушных пробок.
Сколько тосола
Что касается количества, то здесь все просто – по инструкции необходимо 9.85 литра, значит, покупаем 10 литров охлаждающей жидкости. Когда ездил всегда брал с собой запас, что бы можно было в пути добавить. Кстати, если система охлаждения загрязнена, то ее следует промыть водой или специальными средствами. Порядок промывки такой же, как и при замене жидкости – сливаем, заливаем и разводушиваем, заводим двигатель на несколько минут и сливаем. И так несколько раз, пока не увидите, что с радиатора и блока двигателя вытекает чистая вода.
Воздушная пробка
Переходим непосредственно к основной сути статьи. Существует три способа как удалить воздушную пробку. Я их считаю основными и наиболее доступными. Они основаны на том, что воздух легче воды и поэтому собирается в самой верхней точке. Оттуда мы и будем его удалять. Предварительно оговорюсь, что при выполнении работ кран отопителя должен быть открыт полностью (на самый горячий воздух). Итак, описание первого способа. Он подходит для автомобилей, у которых имеется возможность отсоединить шлаг подогрева дроссельного узла или карбюратора (на большинстве автомобилей ВАЗ). Так как дроссельный узел (карбюратор) является самой верхней точкой в системе охлаждения двигателя, то это место является наиболее подходящим для того, чтобы удалить воздух из системы. Порядок действий следующий. Для начала снимаем все защитные кожухи и остальные элементы, препятствующие доступу. Затем откручиваем хомут шланга подогрева, снимаем со штуцера шланг. Откручиваем пробку на расширительном бачке и дуем в него ртом, пока антифриз не польется из дроссельного узла или патрубка. Как только из штуцера или шланга пойдет жидкость, быстро надеваем шланг на место и закручиваем все обратно. Данные действия позволяют удалить воздушную пробку практически на 100%. Переходим ко второму методу.
Второй способ похож на предыдущий, только не требует того, чтобы дуть в бачок. Как и в предыдущем варианте снимаем все защиты, прогреваем двигатель до рабочей температуры, глушим. Не откручивая пробку расширительного бачка, снимаем шланг со штуцера подогрева дроссельного узла. Как только потечет охлаждающая жидкость, ставим на место шланг и собираем все обратно.
Если с первого раза не получилось – ставим шланг на место, откручиваем пробку бачка, закручиваем и повторяем операцию. Как правило, удалить воздушную пробку данным способом получается с первого раза. Не забывайте о мерах безопасности. Охлаждающая жидкость имеет температуру, близкую к 90 градусам и находится под давлением, поэтому будьте осторожны и каким-либо способом защитите руки от ожога (я надеваю двое перчаток: сначала ХБ, а сверху резиновые). Переходим к третьему методу.
Признаки критического износа детали
В процессе эксплуатации автомобиля цепной привод медленно растягивается. Деформации металлических сочленений не происходит — причина явления кроется в истирании шарниров каждого звена, образовании зазоров и люфта. В пределах 1—2 втулок выработка невелика, но умножьте величину зазора на 116 и получите заметное удлинение элемента в целом.
Как определить неисправность и степень изношенности цепи:
Однажды в процессе диагностики мотора «шестёрки» пришлось наблюдать такую картину: удлинившаяся цепь не только оборвала успокоитель, но и проделала глубокую канавку в корпусе головки цилиндров. Дефект частично затронул плоскость прилегания клапанной крышки, но трещины и протечки моторного масла не образовались.
Цепь, растянутая на 1 см и больше, способна перескочить на 1—4 звена по шестерёнкам. Если элемент «перепрыгнул» на одну секцию, нарушаются фазы газораспределения — мотор сильно вибрирует на всех режимах работы, значительно теряет мощность и часто глохнет. Явный симптом — выстрелы в карбюратор либо выхлопную трубу. Попытки настройки зажигания и регулировки топливоподачи бесполезны – «тряска» двигателя не прекращается.