Подкапотное пространство
Основным силовым агрегатом УАЗ 469 долгие годы являлся рядный 4-х цилиндровый УМЗ-451МИ карбюраторного типа. Объем двигателя составлял 2445 куб. см, мощность – 75 л.с.
С данным двигателем производства Уфимского моторного завода УАЗ 469 продержался на заводском конвейере вплоть до 1985 года.
Отличался простой однопроводной 12-ти вольтовой схемой зажигания, которая состояла из (согласно нумерации):
- аккумуляторной батареи (АКБ);
- механического выключателя «массы»;
- электронного регулятора напряжения заряда АКБ;
- генератора переменного тока;
- амперметра на панели приборов;
- замка зажигания (выключателя);
- контактной группы прерывателя зажигания;
- непосредственно распределителя зажигания (трамблера);
- встроенного в распределитель конденсатора;
- эбонитовой крышки трамблера с выводами для высоковольтных проводов;
- бегунка распределителя зажигания;
- свечей зажигания;
- провода высокого напряжения от катушки зажигания;
- дополнительного сопротивления катушки;
- реле стартера;
- непосредственно высоковольтной катушки зажигания;
- электрического стартера.
Новые модификации легендарного внедорожника получили более современные моторы и измененную электрическую схему .
В частности, схема проводки УАЗ Патриот включает в себя:
- электронную систему впрыска топлива;
- бесконтактную систему зажигания;
- систему климат-контроля внутри салона автомобиля;
- систему аварийной сигнализации и т.п.
Технические моменты
Под капотом у Патриота
Топливная система в вышеуказанных моделях УАЗ состоит из следующих агрегатов:
- топливного бачка;
- фильтров грубой и тонкой очистки;
- топливного насоса;
- воздушного фильтра.
Дизельные представители УАЗ Патриот имеют ТНВД и форсунку, карбюраторные — карбюратор. Малый объем штатных бензобаков и их неудобное местонахождение — основные причины тюнинга УАЗ Хантер и УАЗ Патриот. Прежде чем приступить к данной процедуре, рекомендуется выяснить особенности системы перекачки топлива.
В бензиновых моделях при заведенном моторе и исправном бензонасосе топливо перекачивается из левого в правый бак постоянно и автоматически. Связано это с наличием струйного насоса. Состоит он из 2-х трубочек. При включенном двигателе бензонасос нагнетает топливо в топливопровод, который расположен между правым баком и соответствующей рампой мотора.
Поступает жидкость только из правого бака. В левом агрегате находится датчик уровня топлива. В топливопроводе установлен тройник, за счет которого излишек бензина, не попавшего в рампу, под давлением поступает обратно. Скорость жидкости высокая, что способствует резкому падению давления в другой трубочке, расположенной вокруг сопла. Бензин из левого бака за счет вакуума самостоятельно переливается в правый бак.
Данное устройство функционирует до наличия в левом баке топлива либо до тех пор, пока не заполнится правый бак. После опустошения первой емкости работа струйного насоса совпадает с функцией простого штуцера слива топлива (слив лишнего бензина из обратки от мотора). Топливный модуль УАЗ Патриот представлен в виде следующих агрегатов:
- бензонасоса;
- струйного насоса перекачки;
- регулятора давления.
Недостатки системы:
При очень низких температурах существует вероятность замерзания топлива в банджо-болтах и переливном шланге, что приведёт к невозможности перетекания топлива из бака в бак и уравновешиванию давления в основном баке с атмосферным. Если основной бак закрывается максимально герметично, а давление в нём не может уравняться с атмосферным — будет происходить внешнее сдавливание бака. Бак будет сжиматься внутрь. При большом количестве циклов сжатия и разжатия, основной бак может треснуть. Чтобы этого избежать, при замерзании шланга, достаточно просто открыть доступ воздуха в бак: открыть сообщение бака с атмосферой через топливоприемник (трубка «Air») или установив крышку с дополнительного бака (с клапаном
, доступ атм. воздуха в баки осуществляется через нее).
Особенности и рекомендации
Процесс замены топливного фильтра
К особенностям топливной системы УАЗ Патриот можно отнести:
- 2 бензобака;
- наличие отверстий на бензобаках для слива бензина;
- наличие 2-х горловин для заправки: слева и справа;
- отсутствие крана переключателя;
- подача жидкости к мотору топливным насосом из левого бака;
- наличие датчика в левом бензобаке;
- глухие пробки горловин, в задачи которых входит герметичность (исключается испарение и подтекание бензина);
- нет сообщения между левой емкостью и атмосферой;
- наличие блока клапанов, установленного под капотом на радиаторе;
- автоматическое пополнение левой емкости из правой за счет образующего разрежения;
- основной расход со 2-го элемента;
- наличие обратной магистрали слива бензина.
Существует несколько рекомендаций по эксплуатации этого модуля УАЗ Патриот. Необходимо убедиться в исправности пробок и целостности всех прокладок. Первые детали нужно закручивать с усилиями. Первоначально заправляется левый бак. Насос для накачивания шин подсоединяется к клапану бензобака при нарушении автоматического перетекания жидкости из правой емкости в левую (либо при необходимости применения оставшегося бензина в первом агрегате).
Чтобы обеспечить питание мотора из правого бака, потребуется отсоединить шланг топливопровода от трубки соответствующих датчиков. При проведении вышеописанных работ нужно учесть, что система питания на участке между электробензонасосом и регулятором давления (в случае включенного зажигания и на протяжении нескольких минут после его выключения) находится под давлением 300 кПа. При этом бензин может нагреться до высокой температуры.
Запрещено обслуживать и ремонтировать систему питания при включенном зажигании или после его выключения. Прежде чем приступить к работе, потребуется снизить давление, ослабить пробку выпуска воздуха, установленную на фильтре тонкой очистки топлива.
Электрика
С электрической частью автомобиля так же может случиться неприятность, а именно: могут выйти из строя катушки зажигания или свечи, из-за чего начнутся пропуски зажигания; могут быть неполадки с высоковольтными проводами; может сломаться ДМРВ (датчик массового расхода воздуха) из-за попадания масла в него, либо засориться РХХ (регулятор холостого хода), тогда автомобиль будет троить и даже может не заводится.
Решение:
- Поменяйте свечи зажигания, для надежности всегда возите с собой запасной комплект свечей. Если замена свечей не помогла, возможно дело в катушке зажигания. На двигателях змз 406, 409 их всего две штуки — первая управляет 1 и 4 цилиндром, а вторая отвечает за 2 и 3 цилиндр соответственно (обозначено номером 15 на схеме выше).
- Вибрация, которая всегда присутствует в двигателе, неизбежно уменьшает срок службы высоковольтных проводов, они перетираются, а их контакты (внутри) разрушаются. Чтобы проверить провода — попробуйте поменять их местами.
- Если в ДМРВ попало моторное масло — значит что-то с двигателем не так, возможно, забита система вентиляции картера, отчего внутри двигателя создается избыточное давление, которое гонит масло во впуск. Рекомендуется заменить такой датчик. А вот если засорился РХХ — не спешите его сразу менять на новый, он достаточно легко чистится специальными средствами, например жидкостью «очиститель карбюратора».
Самодиагностика в таких случаях может существенно облегчить поиск неисправности двигателя.
Салон автомобиля
Изменения коснулись и салона автомобиля, сделав модификацию привлекательной и способной конкурировать с автомобилями аналогичных производителей. Поменялась обивка, приборная панель, а так же электрическая схема салона.
УАЗ «Hunter», панель приборов:
Изменения произошли:
- Установлена новая, информативная панель приборов;
- Установлены электрические подъёмники стекол;
- Схема электрооборудования УАЗ Хантер 315195 инжектор включает реле, защищающее впрыск топлива.Установлен электрический очиститель стекла и задней двери;
- Применяются плавкие предохранители нового типа, защищающие двадцать шесть автомобильных цепей.
УАЗ 31519 Предохранители Хантер
14.4. Предохранители
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Расположение предохранителей и электрические цепи, защищаемые предохранителями, приведены на наклейке (показана стрелкой), расположенной с внутренней стороны на крышке блока предохранителей. |
Всегда заменяйте предохранитель другим предохранителем той же мощности. Каждый
предохранитель имеет надпись о величине защищаемого тока. Никогда не заменяйте
предохранитель более чем один раз, не определив причину его перегорания.
Дополнительные предохранители имеются на блоке реле, дополнительном блоке реле
и блоке электроники. Блок реле расположен в салоне автомобиля с левой стороны
под панелью приборов. Блок электроники расположен с левой стороны около перегородки
моторного отсека.
На моделях с дизельными двигателями предохранитель системы предварительного
подогрева дизельного двигателя расположен на кронштейне реле в блоке электроники.
№ |
Потребитель тока |
А |
1 |
Обогреваемые жиклеры омывателей лобового стекла, обогрев |
5 |
2 |
Указатели поворота |
10 |
3 |
Внутреннее освещение |
5 |
4 |
Освещение номерного знака |
5 |
5 |
Обогрев сидений, климатическая установка |
7,5 |
6 |
Центральная блокировка замков |
5 |
7 |
Фонаря заднего хода |
10 |
8 |
Телефон |
5 |
9 |
Блок управления АБС |
5 |
10 |
Электронные системы двигателя |
10 |
11 |
Селектор (при автоматической коробки передач) |
5 |
12 |
Телефон |
7,5 |
13 |
Сигналы торможения |
10 |
14 |
Плафоны и светильники для чтения, центральная блокировка |
10 |
15 |
Автоматическая коробка передач |
10 |
16 |
Стеклоомыватели |
10 |
17 |
Обогреваемый цилиндр-упор задней двери |
7,5 |
18 |
Дальний свет правый |
10 |
19 |
Дальний свет левый |
10 |
20 |
Ближний свет правый, корректор наклона фар |
10 |
21 |
Ближний свет левый |
10 |
22 |
Габаритные и стояночные огни правые |
5 |
23 |
Габаритные и стояночные огни левые |
5 |
24 |
Стеклоомыватели |
20 |
25 |
Вентилятор системы вентиляции, климатическая установка |
25 |
26 |
Обогрев заднего стекла |
20 |
27 |
Очиститель заднего стекла |
10 |
28 |
Топливный насос |
15 |
29 |
Электронные системы двигателя |
10 |
30 |
Подъемно-сдвижная панель люка крыши |
20 |
31 |
Автоматическая коробка передач |
10 |
32 |
Электронные системы двигателя |
10 |
33 |
Очистители фар |
20 |
34 |
Электронные системы двигателя |
10 |
35 |
«Плюс» продолжительного электропитания прицепа |
30 |
36 |
противотуманные фонари |
15 |
37 |
Вывод «S» |
20 |
38 |
Плафон багажного отделения, центральная блокировка замков |
10 |
39 |
Аварийная сигнализации |
15 |
40 |
Звуковой сигнал |
20 |
41 |
Прикуриватель |
15 |
42 |
Радиоприемник |
15 |
43 |
Электронные системы двигателя |
10 |
44 |
Обогрев сидений |
15 |
Предохранитель, обозначенный
на блоке предохранителей под номером 24, на электрических схемах автомобиля
обозначается номером 224, то есть на электрических схемах к номеру предохранителя
впереди добавляется цифра 2.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | |||||||||
|
Ток |
Цвет |
5 |
Светло-коричневый |
10 |
Красный |
15 |
Синий |
20 |
Желтый |
25 |
Белый |
30 |
Зеленый |
Предохранители |
А |
Вентилятор системы охлаждения, 1-ая ступень |
30 |
Реле электродвигателя АБС |
30 |
Главное реле АБС |
30 |
Металлические предохранители: | |
Генератор |
150 |
Бортовая сеть |
110 |
Вентилятор системы охлаждения 2-ая ступень |
30 |
Электронные системы двигателя |
50 |
Предпусковой подогрев дизельного двигателя |
50 |
Автоматы защиты
Все вместе электроприводы стеклоподъемников и люка защищены также автоматом
защиты, который в случае перегрузки автоматически выключается (например, при
примерзании стекол) и через несколько секунд опять включается.
Натягиваем ремень насосом ГУР
В центр России пришло — таки летнее тепло, и стало насущной необходимостью использование кондиционера.
Чего уж тут казалось то необычного. Но УАЗ Патриот не был бы сам собой, если выполнил все беспрекословно. И нет, ведь не то что бы кондиционер отказался работать, вовсе нет. Но соседи по пробке были шокированы его включением в моем автомобиле. Как так спросите Вы. Да все очень просто. На холостых оборотах раздался смачный свист, соловей разбойник тихо отдыхал в сторонке. Пострадали только мои пассажиры, во избежание недовольства общественности, и сохранение моей нервной системы, было принято решение открыть окна, впустить свежую пыль дорог, и следовать до места назначения без такого блага как кондиционер.
Далее друзья как вы понимаете, речь идет об автомобиле с одним ремнем, генерации 2015 года.
И так напомню предысторию вопроса, конкретно по моему автомобилю.
Осенью был заменены обводные ролики и установлен ремень Inserk 2120, он оказался длинным и свистел вообще без кондиционера и нагрузки. Ему на замену через 300 км пробега пришел ремень Gates 2100. Который в 3 раза дороже чем inserk, xnu вовсе не означает что на столько же лучше. И он честно прошел 3000 км, и не показывал вида. Но он растянулся, и в момент увеличения нагрузки, а муфта кондиционера, это существенная нагрузка стоит сказать, дал маху и засвистел.
Вот он шкив муфты кондиционера
При включении кондиционера четко просматривалось подклинивание шкива муфты, да и ремень имел достаточно большой прогиб. Но мы не ищем легких путей и я принял решение натянуть ремень единственным доступным образом, отодвиганием насоса гидроусилителя.
Ох и неудобно же все под капотом Патриота, не так чтобы совсем, но есть такой момент немного.
И так регулируем насос ГУР.
В моем случае он был придвинут к блоку ДВС.
Снимаем накладку радиатора.
Накладка радиатора
снимаем виску и дифузор
виска ключ)))снятие вискомуфты и дифузора радиатора
снимаем ремень
дальше если у Вас как и у меня адсорбер установлен справа его тоже нужно снять.
снятие адсорбера
Откручиваем болты салазок ключами на 14 и 17.
Регулировочным болтом отодвигаем насос в сторону от двигателя, я отодвинул примерно на 5-7 мм. Сборка в обратной последовательности.
В общем ничего сложного, ремень принял нужное натяжение, свистов и посторонних звуков не наблюдается.
И да отмечу что ремень имеет идеальное состояние и снаружи и по ручейкам, трещин и повреждений нет, но вот растяжение имеет место быть. Напомню, что ремень стоит 2100 Gates.
Ну и для поклонников посмотреть а не почитать, конечно же есть видео на моем канале lexmak & Очень черный на youtube.
Напоминаю всем, что данный материал, это не инструкция к действию, а лишь мои опыта над моим автомобилем, которыми я делюсь со своими читателями.
Всем хороших направлений, и добрых дорог!
Два названия одной модели
Руководство по ремонту ВАЗ 2108, 2109, 2114, 2115Особенности устройства
Все дело в том, что с 1945 по 1966 года действовала отраслевая классификация транспортных средств, согласной которой:
- Каждому автозаводу присваивался код, состоявший из заглавных букв полного названия;
- За автозаводами закреплялся определенный цифровой диапазон, который они могли использовать для выпускаемых моделей.
Новые требования
Когда в 1966 году приняли новую классификацию транспортных средств (отраслевую нормаль – ОН 025270-66), суть которой состояла в стандартизации цифровых обозначений, процесс замены названий уже существующих автомобилей оказался достаточно сложным:
- По причине невозможности одномоментной замены всей документации;
- По причине ментальности производителей и потребителей, поэтому, процесс замены растянулся более чем на 30 лет.
Расшифровка индекса
Гражданская версия авто «459Б» согласно новой классификации получила цифровой индекс 31512, где:
- Первая цифра обозначает класс автомобиля, определенный по рабочему объему двигателя и массе автомобиля. Применительно к модели – это цифра «3» весом до 1,5 т и рабочим объемом до 2,5 л;
- Вторая цифра индекса указывает на тип транспортного средства. Цифра «1» – легковой;
- Третью и четвертую цифры индекса присваивает автопроизводитель. Как правило, они обозначают внутризаводское обозначение;
- Пятая цифра указывает на модификацию. В данном случае, УАЗ модифицировал модель «459», которая по новым требованиям должна нумероваться как 3151. Соответственно, модифицированное авто получает индекс 31512.
Инструкция по расшифровке отраслевой нормали ОН 025270-66 А поскольку транспортное средство выпускается и эксплуатируется намного больше этого срока, то и схема проводки УАЗ 31512 идентичная «459Б».
Дополнительный блок под капотом
Но, одним блоком предохранителей на УАЗ Патриоте дело не обходится, под капотом находится второй — дополнительный монтажный блок с другими, не менее важными электропредохранителями и реле, отвечающими за такие узлы, как: стартер, бензонасос, ABS, другие системы. Токи здесь выше, тут даже есть электропредохранитель на 80 А! Таким образом, если вдруг на вашем УАЗ Патриот внезапно откажет электрический вентилятор охлаждения, первым делом стоит проверить соответствующий предохранитель внутри блока, который находится в подкапотном пространстве.
Монтажный блок под капотом может быть двух разновидностей: старого образца, нового образца. Так же, как и салонные блоки предохранителей, они отличаются расположением элементов, а также другими моментами.
Некоторые реле и электропредохранители могут отсутствовать внутри монтажного блока, это зависит от комплектации автомобиля, а также от его года выпуска.
Кроме этого блока под капотом — с противоположной стороны может размещаться еще один — дополнительный, обеспечивающий работу кондиционера. Если УАЗ Патриот с дизельным двигателем, тогда на это место ставят реле и предохранитель для специальных дизельных свечей накаливания. Такие свечи дизельному ДВС нужны только для запуска зимой.