Проверка рейки рулевого механизма
Проверьте отсутствие износа или повреждений на зубьях рулевой рейки.
Проверьте контактную поверхность под установку сальника на отсутствие чрезмерного износа или повреждения.
Рис. 5.55. Рулевая рейка
Проверьте прямолинейность рулевой рейки (отсутствие изгиба или скручивания) (рис. 5.55).
Проверьте уплотнительное кольцо на отсутствие чрезмерного износа или повреждения.
Проверьте сальник на отсутствие чрезмерного износа или повреждения.
Рис. 5.56. Ведущая шестерня
Проверьте зубья ведущей шестерни на отсутствие износа или повреждений (рис. 5.56).
Проверьте контактную поверхность под установку сальника на отсутствие чрезмерного износа или повреждения.
Проверьте уплотнительное кольцо на отсутствие чрезмерного износа или повреждения.
Проверьте сальник на отсутствие чрезмерного износа или повреждения.
Проверьте плавность вращения и отсутствие посторонних шумов при работе подшипников.
Проверьте отсутствие чрезмерного люфта в подшипниках.
Проверьте отсутствие выпадения игл из игольчатого подшипника.
Проверьте отсутствие повреждений на внутренней поверхности цилиндра корпуса рулевого механизма.
Проверьте защитные чехлы на отсутствие износа, трещин и разрывов.
Кто подтягивал рулевую рейку — Хюндай — Украинский автоклуб HYUNDAI
Поэтому обратился к ВАМ за помощью, в надежде, что мне подскажут как подтянуть рейку. Но оказалось, что одни боятся это делать, другие меняли рейку целиком у ОД, третьи подтягивали рейку, но не сами, а на сервисе, снимая рейку вместе с подрамником.
Кстати, хочу напомнить, что я в стуке подозревал три вещи — рулевой наконечник, рулевая тяга, рейка. В общем, собрался я вчера с духом, взял помощника и поехали мы на яму ковыряться в рулевой.
Если измеренная величина превышает номинальное значение, замените рулевую тягу в сборе
ВНИМАНИЕ Если же измеренная величина меньше номинального значения, однако рулевая тяга поворачивается плавно, без чрезмерного люфта, то такой наконечник пригоден для эксплуатации
Проверка защитного чехла Проверьте защитный чехол на отсутствие повреждений или ухудшения состояния.
Проверьте правильность крепления защитного чехла. Если обнаружны дефекты защитного чехла, замените его новым. Снятие наконечника рулевой тяги Снимите наконечник с рулевой тяги рис. Снятие защитного чехла шарового шарнира Зажмите наконечник рулевой тяги в тисках, затем снимите защитный чехол шарового шарнира рис.
Снятие большого хомута крепления защитного чехла рулевой тяги Снимите большой хомут крепления защитного чехла рулевой тяги рис. Снятие малого хомута крепления защитного чехла рулевой тяги Снимите малый хомут крепления защитного чехла рулевой тяги рис. Стяните защитный чехол хендай матрикс подтяжка рулевой рейки корпуса рулевого механизма на рулевую тягу. Отсоедините трубки рулевого механизма от корпуса клапана и рулевого механизма и снимите.
Разборка, сборка и установка рулевого механизма Хендай Матрикс
Hyundai Matrixл. Расчеканивание стопорной шайбы С помощью зубила расчеканьте стопорную шайбу, которая фиксирует рулевую тягу и рейку рулевого механизма рис. Снятие рулевой хендай матрикс подтяжка рулевой рейки с рейки рулевого механизма Снимите рулевую тягу с рейки рулевого механизма рис. Снятие контргайки крышки упора рейки Отверните контргайку крышки упора рейки рис.
Может кто подскажет причину? Отсоедините трубки рулевого механизма от корпуса клапана и рулевого механизма и снимите.
Медленно перемещая рейку, слейте рабочую жидкость из корпуса рулевого механизма. Расчеканивание стопорной шайбы С помощью зубила расчеканьте стопорную шайбу, которая фиксирует рулевую тягу и рейку рулевого механизма рис. Снятие рулевой тяги с хендай матрикс подтяжка рулевой рейки рулевого механизма Снимите рулевую тягу с рейки рулевого механизма рис.
Снятие контргайки крышки упора рейки Отверните контргайку крышки упора рейки рис.
Снятие крышек упора рейки Снимите крышки упора рейки с помощью инструментальной головки на 14 мм рис. Компоненты рейки Снимите пружину упора рейки, упор рейки, крышку упора рейки и вкладыш из корпуса рулевого механизма рис.
Болты крепления корпуса клапана Отверните два болта крепления и снимите корпус клапана в сборе рис. Поворот ограничителя хода рейки по часовой стрелке Поворачивайте хендай матрикс подтяжка рулевой рейки хода рейки по часовой стрелке до тех пор, пока конец стопорного кольца не выйдет из паза корпуса рулевого механизма рис. Снятие стопорного кольца Как только конец стопорного кольца выйдет из паза корпуса рулевого механизма, поверните ограничитель хода рейки против часовой стрелки и извлеките стопорное кольцо рис.
Снятие кольцевой прокладки Снимите кольцевую прокладку с опорной втулки рейки рис. Снимите сальник с опорной втулки рейки рис. Извлечение ведущей шестерни и клапана в сборе из корпуса клапана Легкими постукиваниями молотка с пластиковым бойком аккуратно извлеките ведущую шестерню и клапан в сборе из корпуса клапана рис.
С помощью специального инструмента извлеките сальник и шариковый подшипник из корпуса клапана. Извлечение сальника из корпуса рулевого механизма С помощью специального инструмента извлеките сальник из корпуса рулевого хендай матрикс подтяжка рулевой рейки рис.
Проверка рейки рулевого механизма Проверьте отсутствие износа или повреждений на зубьях рулевой рейки. Проверьте контактную поверхность под установку сальника на отсутствие чрезмерного износа или повреждения. Проверьте прямолинейность рулевой рейки отсутствие изгиба или скручивания рис.
Проверка сопротивления вращению шарнира рулевой тяги
Сделайте 10 сильных поворотов наконечника рулевой тяги.
Рис. 5.38. Измерение сопротивления вращению шарнира рулевой тяги
С помощью пружинного динамометра измерьте сопротивление вращению шарнира рулевой тяги (рис. 5.38).
Момент сопротивления вращению шарнира рулевой тяги (номинальное значение): 8–22 Н (2–5 Н·м).
Если измеренная величина превышает номинальное значение, замените рулевую тягу в сборе.
Внимание! Если же измеренная величина меньше номинального значения, однако рулевая тяга поворачивается плавно, без чрезмерного люфта, то такой наконечник пригоден для эксплуатации. Если измеренная величина меньше 4,3 Н (1 Н·м), замените рулевую тягу в сборе
Слабые места Хендай Матрикс
• Крышка клапанов;
• Радиатор;
• МКПП;
• Шланг гидроусилителя руля;
• Рулевая рейка;
• Топливный фильтр.
Теперь подробнее….
Еще одной из распространенных проблем у Хендай Матрикс является деформация клапанной крышки. Учитывая то, что у данных автомобилей пробег уже больше 100 тыс.км соответственно эта проблема должна была выявлена. Вообще клапанная крышка деформировалась уже после 3-5 лет эксплуатации после покупки нового автомобиля
Важно помнить, что замена данного элемента это достаточно затратная процедура
Радиатор системы охлаждения двигателя не отличается своим качеством и может потечь уже через пару лет эксплуатации автомобиля. Обусловлено это в первую очередь попаданием на радиатор химических реагентов посыпаемых дорожное покрытие. Поэтому при покупке автомобиля обязательным образом необходимо учитывать данный фактор и проверить радиатор на отсутствие течей.
Многие владельцы автомобилей Hyundai Matrix данного поколения имели проблемы с запуском двигателя
Но важно сразу сказать, что ни свечи ни дроссель в этом не виноваты. Все дело в топливном фильтре
Поэтому при покупке автомобиля необходимо запустить двигатель и в течении минуты понаблюдать за оборотами. При забитом фильтре, примерно через пол минуты, двигатель заглохнет или обороты будут повышаться и резко понижаться. Хоть это и не является критичной проблемой, но проверить при покупке и знать об этом в будущем необходимо.
Если по «автомат» практически ничего плохого сказать нельзя, то у механики, к сожалению, присутствуют некоторые проблемы. Многие владельцы Матриксов замечали проблемы с переключением передач, причем передача заднего хода могла и вообще включаться через раз. В первую очередь причина кроется в регулировке привода переключения передач
Важно также отметить, что помимо проблем с переключением передач возникали такие распространенные случаи, как самопроизвольное отключение передачи
Поэтому при выборе автомобиля с МКПП при пробном пробеге необходимо обратить внимание на четкость включения передач и работоспособность коробки в целом
Одной из болячкой Hyundai Matrix является шланг гидроусилителя руля. В основном шланг начинает растрескиваться при эксплуатации автомобиля в северных широтах
Поэтому при покупке важно обратить внимание на состояние данного элемента и необходимо помнить об этом, если автомобиль в дальнейшем будет эксплуатироваться в суровых зимних условиях
Рулевая рейка не отличается своей надежностью на Матриксах. И вообще на многих автомобилях рулевая рейка является головной болью для большинства владельцев автомобилей. Поэтому при покупке Хендай Матрикс необходимо убедиться в отсутствии стуков в руль при повороте рулевого колеса, как на месте, так и в движении
Важно помнить, что ремонт или замена данного механизма обойдется в солидную копеечку
Недостатки Hyundai Matrix
• Повышенный расход топлива;
• Жесткий и гремучий пластик в салоне;
• Сбои системы ABS;
• Проблемы с тормозами;
• Жесткая подвеска;
• Слабая шумоизоляция;
• Эргономические просчеты;
• Малый клиренс;
• Задумчивый АКПП.
Вывод.
В заключение можно отметить, что при покупке Хендай Матрикс необходимо провести полную диагностику всех систем, узлов и агрегатов данного автомобиля, учитывая то, что Матриксы уже не выпускаются пару троек лет, а соответственно основные проблемы начинают проявляться именно после пяти лет эксплуатации.
Сборка
Рис. 5.57. Схема установки ограничительной шайбы и сальника
Рис. 5.58. Схема установки сальника на опорную втулку рейки
Рис. 5.59. Вентиляционное отверстие
Примечание. Не заполняйте смазкой вентиляционное отверстие рейки рулевого механизма (рис. 5.59).
Рис. 5.60. Установка компонентов рейки
Рис. 5.61
Схема установки стопорного кольца
Внимание! После установки стопорного кольца его концы не должны быть видны через отверстие в корпусе рулевого механизма.
Рис. 5.62
Установка сальника и шарикового подшипника в корпус клапана
Рис. 5.63. Ведущая шестерня
Рис. 5.64. Установка корпуса клапана и кольцевой прокладки на корпус рулевого механизма
Примечание. Заведите в двух местах усики стопорной шайбы в выемки рулевой тяги.
Рис. 5.65. Схема установки стопорной шайбы
Рис. 5.66. Сборка рейки
Рис. 5.67. Установка крышки упора рейки
Примечание. Перед установкой защитного чехла рулевой тяги всегда заменяйте новым большой хомут защитного чехла.
Рис. 5.68. Установка защитного чехла рулевой тяги
Рис. 5.69. Места нанесения смазки
- А — POLY LUB GLY 801K или равнозначная;
- Б — SHOWA SUNLIGHT MB2 или равнозначная.
Рис. 5.70. Контргайка наконечника рулевой тяги
Сборка
Нанесите рекомендуемую рабочую жидкость PSF-3 на рабочую кромку сальника рейки рулевого механизма по всей его окружности.
Рис. 5.57. Схема установки ограничительной шайбы и сальника
Установите ограничительную шайбу и сальник в корпус рулевого механизма, как показано на рисунке 5.57.
Нанесите рекомендуемую рабочую жидкость на сальник опорной втулки рейки рулевого механизма по всей его окружности.
Рис. 5.58. Схема установки сальника на опорную втулку рейки
Установите сальник на опорную втулку рейки (рис. 5.58).
Нанесите рекомендуемую рабочую жидкость на кольцевую прокладку и установите ее на опорную втулку рейки рулевого механизма.
Нанесите рекомендуемую консистентную смазку на зубья рейки рулевого механизма.
Рекомендуемая смазка: SAE J310, NLGI №2 общего назначения.
Рис. 5.59. Вентиляционное отверстие
Примечание. Не заполняйте смазкой вентиляционное отверстие рейки рулевого механизма (рис. 5.59).
Рис. 5.60. Установка компонентов рейки
Вставьте рейку в корпус рулевого механизма, затем установите опорную втулку рейки и ограничитель хода рейки (рис. 5.60).
Рис. 5.61. Схема установки стопорного кольца
Вставьте стопорное кольцо в отверстие ограничителя хода рейки через отверстие в корпусе рулевого механизма, когда отверстия совмещены. Поверните ограничитель хода рейки и окончательно зафиксируйте стопорное кольцо (рис. 5.61).
Внимание! После установки стопорного кольца его концы не должны быть видны через отверстие в корпусе рулевого механизма
Рис. 5.62. Установка сальника и шарикового подшипника в корпус клапана
С помощью специального инструмента установите сальник и шариковый подшипник в корпус клапана (рис. 5.62).
Рис. 5.63. Ведущая шестерня
Нанесите рекомендуемую рабочую жидкость на ведущую шестерню и клапан в сборе, затем установите их в корпус клапана (рис. 5.63).
Рис. 5.64. Установка корпуса клапана и кольцевой прокладки на корпус рулевого механизма
Нанесите рекомендуемую рабочую жидкость на сальник и установите его в корпус рулевого механизма. Установите корпус клапана в сборе и кольцевую прокладку на корпус рулевого механизма (рис. 5.64).
Установите новую стопорную шайбу и рулевую тягу. Зачеканьте края стопорной шайбы в двух местах на рулевой тяге.
Примечание. Заведите в двух местах усики стопорной шайбы в выемки рулевой тяги.
Рис. 5.65. Схема установки стопорной шайбы
Перед установкой всегда заменяйте стопорную шайбу новой (рис. 5.65).
Рис. 5.66. Сборка рейки
Установите вкладыш, упор, пружину и крышку упора рейки в корпус рулевого механизма в последовательности, показанной на рисунке 5.66.
Нанесите превращающийся в «резину» герметик (semydrying sealant) на резьбовую часть крышки упора рейки перед ее установкой.
Рис. 5.67. Установка крышки упора рейки
Установите рейку в центральное положение, затем вставьте крышку упора рейки в корпус рулевого механизма. С помощью специального инструмента затяните крышку упора рейки моментом 15 Н·м (рис. 5.67).
Выверните крышку упора рейки на 30–60° и затяните контргайку крышки упора рейки номинальным моментом 50–70 Н·м.
Установите и затяните крепление трубок рулевого механизма номинальным моментом, затем установите на место резиновые опоры с помощью специального клея (adhesive).
Нанесите рекомендуемую силиконовую смазку в месте установки малого хомута защитного чехла на рулевой тяге (в канавку на тяге).
Установите новый большой хомут защитного чехла рулевой тяги.
Примечание. Перед установкой защитного чехла рулевой тяги всегда заменяйте новым большой хомут защитного чехла.
Рис. 5.68. Установка защитного чехла рулевой тяги
Установите защитный чехол рулевой тяги на место, не допуская его скручивания (рис. 5.68).
Рис. 5.69. Места нанесения смазки
Заполните внутреннюю полость защитного чехла шарового шарнира наконечника рулевой тяги (A) и рабочую кромку шарового шарнира (B) рекомендуемой смазкой (рис. 5.69).
Нанесите на уплотнительную кромку защитного чехла рекомендуемый герметик и зафиксируйте его на шаровом шарнире с помощью хомута.
Рекомендуемая смазка:
- А – POLY LUB GLY 801K или равнозначная;
- Б – SHOWA SUNLIGHT MB2 или равнозначная.
Рекомендуемый герметик для уплотнительной кромки защитного чехла: THREE BOND.
Рис. 5.70. Контргайка наконечника рулевой тяги
Заверните левый и правый наконечники рулевых тяг так, чтобы длина выступающей части тяги слева и справа была одинаковой и соответствовала номинальному значению. Зафиксируйте положение контргайкой (рис. 5.70).
Длина выступающей части рулевой тяги: 204,5 мм.
Проверьте общий момент вращения ведущей шестерни рулевого механизма (предварительный натяг вала ведущей шестерни рулевого механизма).
Разборка
Рис. 5.39. Снятие наконечника рулевой тяги
Снимите наконечник с рулевой тяги (рис. 5.39).
Рис. 5.40. Снятие защитного чехла шарового шарнира
Зажмите наконечник рулевой тяги в тисках, затем снимите защитный чехол шарового шарнира (рис. 5.40).
Рис. 5.41. Снятие большого хомута крепления защитного чехла рулевой тяги
Снимите большой хомут крепления защитного чехла рулевой тяги (рис. 5.41).
Рис. 5.42. Снятие малого хомута крепления защитного чехла рулевой тяги
Снимите малый хомут крепления защитного чехла рулевой тяги (рис. 5.42).
Стяните защитный чехол с корпуса рулевого механизма на рулевую тягу.
Примечание. При замене защитного чехла убедитесь в отсутствии ржавчины на рейке рулевого механизма.
Отсоедините трубки рулевого механизма от корпуса клапана и рулевого механизма и снимите их.
Медленно перемещая рейку, слейте рабочую жидкость из корпуса рулевого механизма.
Рис. 5.43. Расчеканивание стопорной шайбы
С помощью зубила расчеканьте стопорную шайбу, которая фиксирует рулевую тягу и рейку рулевого механизма (рис. 5.43).
Рис. 5.44. Снятие рулевой тяги с рейки рулевого механизма
Снимите рулевую тягу с рейки рулевого механизма (рис. 5.44).
Внимание! Будьте осторожны при снятии рулевой тяги с рейки рулевого механизма, не сгибайте рейку
Рис. 5.45. Снятие контргайки крышки упора рейки
Отверните контргайку крышки упора рейки (рис. 5.45).
Рис. 5.46. Снятие крышек упора рейки
Снимите крышки упора рейки с помощью инструментальной головки на 14 мм (рис. 5.46).
Рис. 5.47. Компоненты рейки
Снимите пружину упора рейки, упор рейки, крышку упора рейки и вкладыш из корпуса рулевого механизма (рис. 5.47).
Рис. 5.48. Болты крепления корпуса клапана
Отверните два болта крепления и снимите корпус клапана в сборе (рис. 5.48).
Рис. 5.49. Поворот ограничителя хода рейки по часовой стрелке
Поворачивайте ограничитель хода рейки по часовой стрелке до тех пор, пока конец стопорного кольца не выйдет из паза корпуса рулевого механизма (рис. 5.49).
Рис. 5.50. Снятие стопорного кольца
Как только конец стопорного кольца выйдет из паза корпуса рулевого механизма, поверните ограничитель хода рейки против часовой стрелки и извлеките стопорное кольцо (рис. 5.50).
Рис. 5.51. Снятие кольцевой прокладки
Снимите кольцевую прокладку с опорной втулки рейки (рис. 5.51).
Рис. 5.52. Снятие сальника
Снимите сальник с опорной втулки рейки (рис. 5.52).
Рис. 5.53. Извлечение ведущей шестерни и клапана в сборе из корпуса клапана
Легкими постукиваниями молотка с пластиковым бойком аккуратно извлеките ведущую шестерню и клапан в сборе из корпуса клапана (рис. 5.53).
С помощью специального инструмента извлеките сальник и шариковый подшипник из корпуса клапана.
Внимание! Будьте осторожны, не повредите внутреннюю поверхность цилиндра ведущей шестерни в корпусе рулевого механизма
Рис. 5.54. Извлечение сальника из корпуса рулевого механизма
С помощью специального инструмента извлеките сальник из корпуса рулевого механизма (рис. 5.54).
Внимание! Будьте осторонжны, не повредите внутреннюю поверхность цилиндра рейки в корпусе рулевого механизма
Проверка общего момента вращения ведущей шестерни рулевого механизма
(предварительный натяг вала ведущей шестерни рулевого механизма)
Рис. 5.37. Вращение шестерни реечного рулевого механизма
Для проверки общего момента вращения ведущей шестерни рулевого механизма с помощью специального ключа вращайте шестерню реечного рулевого механизма в пределах одного оборота в течение 4–6 с (рис. 5.37).
Общий момент вращения ведущей шестерни рулевого механизма (номинальное значение): 0,6–1,3 Н·м.
Примечание. Измерьте момент вращения ведущей шестерни при полном ходе рулевой рейки.
Если измеренная величина не соответствует номинальному значению, то сначала отрегулируйте положение крышки упора рулевой рейки и затем снова проверьте общий момент вращения ведущей шестерни рулевого механизма.
Если общий момент вращения ведущей шестерни отрегулировать не удается, проверьте крышку упора, пружину упора и упор рулевой рейки и при необходимости замените детали.