Как проверить корзину сцепления
В состав корзины сцепления входят следующие конструкционные детали: нажимной диск, диафрагменная пружина и кожух. Признаки выхода корзины из строя те же, что и износе ведомого диска сцепления. То есть, машина теряет динамику, сцепление начинает пробуксовывать, плохо включаются передачи, машина дергается на старте. Зачастую при повреждении корзины передачи вовсе перестают включаться. Простыми манипуляциями с машиной точно определить, что виновата именно корзина, не получится, необходимо выполнить ее демонтаж с последующей диагностикой.
Самой распространенной поломкой корзины сцепления является износ так называемых лепестков на ней. Они теряют свои пружинящие свойства, то есть, немного западают, из-за чего страдает все сцепление, так как уменьшается прижимная сила на ведомый диск
При визуальном осмотре необходимо обращать внимание на следующие вещи:
- Механическое состояние и цвет лепестков. Как указывалось выше, все они должны находиться в одной плоскости, ни один из них не должен быть загнутым или вывернутым наружу. Это первый признак начала выхода корзины из строя.
- Что касается цвета лепестков, то при перегреве на их металле могут появиться темно синие пятна. Зачастую они появляются из-за неисправного выжимного подшипника, поэтому заодно имеет смысл проверить и его состояние.
- Зачастую на лепестках имеются бороздки от выжимного подшипника. Считается, что если эти бороздки расположены равномерно, а их глубина не превышает одной трети высоты лепестка, то это допустимо, хотя и говорит о том, что корзина скоро подлежит замене. В случае, если соответствующие бороздки на разных лепестках имеют разную глубину, то такая корзина явно подлежит замене, поскольку не обеспечивает нормального нажима.
- Если пятна от перегрева и так называемой побежалости расположены безсистемно, то это говорит о перегреве корзины. Такая запчасть уже наверняка потеряла часть своих функциональных свойств, поэтому имеет смысл подумать о ее замене. Если же пятна расположены системно, то это просто говорит о нормальном износе корзины.
- На лепестках ни в коем случае не должно быть трещин или иных механических повреждений. Допускается незначительный механический износ лепестков, значение которого составляет не более 0,3 мм.
- Необходимо оценить состояние нажимного диска корзины. Если он значительно изношен, то лучше корзину поменять. Проверка выполняется при помощи линейки (или любой аналогичной детали с ровной поверхностью), установленной на ребро. Так можно проконтролировать, в одной ли плоскости находится ведущий диск, не покоробило и не перекосило ли его. Если искривление в плоскости диска превышает 0,08 мм, то диск (корзину) необходимо заменить на новый.
- При наличии стрелочного индикатора для измерения выбоин можно измерить износ ведущего диска. Для этого необходимо измерительный стержень установить на поверхность диска. При вращении отклонение не должно превышать 0,1 мм. В противном случае диск подлежит замене.
При значительном износе корзины имеет смысл также проверить и другие элементы системы сцепления, в частности, выжимной подшипник и особенно ведомый диск. Обычно он тоже сильно изнашивается, и желательно менять их парой. Это обойдется дороже, но обеспечит нормальную долговременную работу сцепления в будущем.
Это интересно: Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов Hyundai Matrix
3.1.Снятие, проверка и установка кожуха сцепления и ведомого диска
Рис. 3.18. Кожух и ведомый диск сцепления |
Снятие
Слейте жидкость из гидропривода сцепления и масло из картера коробки передач.
Снимите коробку передач.
Рис. 3.19. Установка оправки в отверстие ступицы ведомого диска |
Вставьте оправку 09411-25000 в отверстие ступицы ведомого диска, чтобы не допустить его падения (рис. 3.19).
Ослабьте крест-накрест затяжку болтов крепления кожуха сцепления к маховику.
Рис. 3.20. Отворачивание болтов крепления кожуха сцепления к маховику |
Болты отворачивайте поочередно каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха (рис. 3.20).
ВНИМАНИЕ
Не применяйте растворители для чистки ведомого диска и подшипника выключения сцепления.
Проверка кожуха сцепления
Проверьте концы лепестков диафрагменной пружины на наличие износа и разности высот.
Проверьте поверхность нажимного диска на наличие износа, трещин и изменение цвета.
Проверьте наличие ослабленных заклепок и при необходимости замените кожух сцепления.
Проверка ведомого диска
Рис. 3.21. Проверка величины выступания фрикционных накладок |
Проверьте фрикционные накладки на наличие ослабленных заклепок, следов неравномерного прилегания, повреждений от прихвата, налипание масла или смазки. При необходимости замените поврежденный ведомый диск (рис. 3.21).
Рис. 3.22. Проверка толщины ведомого диска в свободном состоянии |
Проверьте толщину ведомого диска в свободном состоянии (рис. 3.22).
Проверьте пружины диска на наличие люфта и повреждений и при необходимости замените неисправный диск.
Очистите шлицы первичного вала коробки передач и установите ведомый диск.
При затрудненном перемещении диска по шлицам вала или наличии чрезмерного зазора замените ведомый диск и/или первичный вал коробки передач.
Проверка подшипника включения сцепления
Проверьте подшипник выключения сцепления на наличие заедания, повреждения или повышенного шума. Проверьте также точки контакта диафрагменной пружины на наличие износа.
Замените подшипник при сильном износе мест контакта с вилкой выключения сцепления.
ВНИМАНИЕ
Так как в подшипник выключения сцепления заложена смазка, растворители для чистки подшипника не применяйте.
Проверка вилки включения сцепления
Замените вилку выключения сцепления при сильном износе в местах контакта с подшипником выключения сцепления.
Установка
Рис. 3.23. Места нанесения универсальной смазки |
Нанесите универсальную смазку на вилку выключения сцепления в местах контакта с подшипником выключения сцепления и рабочим цилиндром (рис. 3.23).
ВНИМАНИЕ
При установке сцепления не наносите смазку в указанных на рисунке 3.24 местах в чрезмерном количестве, т.к. это может вызвать пробуксовку и рывки сцепления.
Рис. 3.24. Места нанесения универсальной смазки в канавку подшипника |
Нанесите универсальную смазку CASMOLY L9508 в канавку подшипника выключения сцепления (рис. 3.24).
Нанесите на вилку выключения сцепления универсальную смазку CASMOLY L9508 в месте контакта с осью рычага выключения сцепления.
Тщательно очистите поверхности маховика и нажимного диска наждачной бумагой или тонкой шкуркой и убедитесь в отсутствии на них следов масла или смазки.
Нанесите небольшое количество универсальной смазки CASMOLY L9508 на шлицы ступицы ведомого диска и первичного вала коробки передач.
ВНИМАНИЕ
Наносите только необходимое количество смазки. Излишек смазки может вызвать пробуксовку и рывки сцепления.
Рис. 3.25. Установка ведомого диска на маховик |
С помощью оправки 09411-25000 установите ведомый диск на маховик стороной с заводской маркировкой к нажимному диску (рис. 3.25).
Установите на маховик кожух сцепления и заверните шесть болтов крепления.
Затяните болты крест-накрест моментом 15–22 Н·м. Болты затягивайте поочередно каждый раз на один-два оборота, чтобы предотвратить коробление фланца кожуха сцепления.
Выньте оправку для центрирования ведомого диска.
Установите коробку передач.
Отрегулируйте свободный ход педали сцепления.
Это интересно: Размерность шин и дисков Hyundai Solaris
Блок в салоне Хендай Матрикс
Расположен в нижней части панели приборов. Для доступа уберите защитную крышку.
Фото – схема
Описание реле
- Резерв
- Реле центрального замка (разблокировка)
- Реле аварийной сигнализации
- Резерв
- Реле центрального замка
- Реле электропривода стеклоподъемников
- Реле противоугонной системы
- Реле сирены противоугонной системы
- Реле обогревателя заднего стекла
- Реле-прерыватель указателей поворота
- Реле электродвигателя вентилятора отопителя
Возможно несколько вариантов исполнения отдела с предохранителями.
Схемы
Обозначение предохранителей
RR HTD | 30А Реле обогревателя заднего стекла |
STOP | 10А Реле стоп-сигнала, реле электрических стеклоподъемников |
D/LOCK | 15А Реле запирания (отпирания) дверей, ЕТАСМ, реле люка |
HAZARD | 10А Реле охранной сигнализации, реле аварийной сигнализации |
AUDIO | 10А Автомагнитола |
C/LIGHT | 15А Прикуриватель |
A/B | 10А Блок управления подушками безопасности |
A/В IND | 10А Контрольная лампа подушек безопасности |
T/SIG | 10А Выключатель аварийной сигнализации, таймер ремня безопасности, приборная панель, Блок управления ABS, резистор возбуждения, привод насоса омывателя |
ECU | 15А ЕСМ, датчик скорости автомобиля, ТСМ, катушка зажигания |
ETACS | 10А ЕТАСМ, селектор автоматической коробки передач |
RRWPR | 10А Двигатель заднего стеклоочистителя, реле заднего стеклоочистителя |
START | 10А Реле стартера |
FRTWPR | 20А Реле стеклоочистителей, двигатель насоса омывателя, таймер стеклоочистителей и обогревателя заднего стекла |
S/HTD | 15А Выключатель обогрева левого (правого) переднего сиденья |
P/OUTLET | 25А Передняя (задняя) розетка для подключения внешних потребителей |
IG2 | 10А ЕТАСМ, реле электрических стеклоподъемников, реле обогревателя заднего стекла, реле люка, реле фар, реле вентилятора системы обогрева и кондиционирования |
O/S MRR | 10А Выключатель наружных зеркал, реле задних противотуманных фонарей |
Признаки неисправного сцепления
Сцепление на любом автомобиле со временем изнашивается и начинает работать с ухудшенными характеристиками. Так, систему сцепления необходимо дополнительно диагностировать при появлении следующих признаков:
- У машин с механической трансмиссией сцепление «хватает» когда соответствующая педаль находится вверху. И чем выше — тем более изношенным является сцепление. В частности, это легко проверить при движении машины с места.
- Снижение динамических характеристик. При проскальзывании дисков сцепления между собой мощность от двигателя не в полном объеме передается на коробку передач и колеса. При этом зачастую можно услышать неприятный запах жженой резины, исходящей от диска сцепления.
- Снижение динамики при буксировке прицепа. Тут ситуация аналогична предыдущей, когда диск может проворачиваться и не передавать энергию на колеса.
- При движении с места автомобиль дергается рывками. Это происходит по причине того, что ведомый диск имеет поврежденную плоскость, то есть, покороблен. Происходит это обычно по причине перегрева. А перегрев вызван значительным усилием на элементы сцепления автомобиля.
- Сцепление «ведет». Эта ситуация противоположная проскальзыванию, то есть, когда ведущий и ведомый диски не расходятся полностью при выжимании педали сцепления. Выражается это в трудности при переключении передач вплоть до того, что некоторые (и даже все) передачи попросту невозможно включить. Также в процессе переключения обычно появляются неприятные звуки.
Сцепление изнашивается не только по естественным причинам, но и при неправильной эксплуатации машины. Нельзя перегружать машину, буксировать очень тяжелые прицепы, особенно при езде в гору, нельзя трогаться с пробуксовкой. В таком режиме сцепление работает в критическом режиме, что может привести к его частичному или полному выходу из строя.
При выявлении хотя бы одного из перечисленных выше признаков имеет смысл выполнить проверку сцепления. Езда с неисправным сцеплением не только доставляет дискомфорт при эксплуатации машины, но и усугубляет его состояние, что выражается в дорогостоящих ремонтах.
Как проверить цилиндр сцепления
Сами по себе главный и вспомогательный цилиндры сцепления — достаточно долговечные и надежные устройства, поэтому выходят из строя редко. Признаками их поломки является неадекватное поведение сцепления. Например, машина может начать трогаться с места даже при полностью нажатой педали. Или наоборот, не двинуться с места при включенной передаче и отжатой педали.
Диагностика цилиндров сводится к проверке потеков масла из них. Это случается, в частности, при разгерметизации, то есть, выходе из строя резиновых уплотнителей. В этом случае можно обнаружить потеки масла над педалью в салоне и/или в подкапотном пространстве напротив того места, где расположена педаль сцепления. Соответственно, если там имеется масло — значит, надо выполнить ревизию цилиндров сцепления.
Как проверить сцепление на машине
Для детальной диагностики элементов системы сцепления необходимо дополнительное оборудование и зачастую их демонтаж. Однако перед тем как перейти к этим сложным процедурам можно просто и достаточно эффективно проверить сцепление и убедиться, в том, что оно вышло из строя или нет не снимая коробки. Для этого существует четыре несложных способа.
Проверка на 4 скорости
Для автомобилей с механической трансмиссией существует один простой метод, с помощью которого можно убедиться, что сцепление МКПП частично вышло из строя. Достаточно показаний штатных спидометра и тахометра автомобиля, расположенных на приборной панели.
Перед проверкой необходимо найти ровный участок дороги с гладким покрытием длиной около одного километра. По ней нужно будет проехаться на машине. Алгоритм проверки буксует ли сцепление следующий:
- разогнаться на автомобиле до четвертой передачи и скорости около 60 км/ч;
- после этого прекратить разгон, убрать ногу с педали газа и дать машине сбавлять обороты;
- когда машина начнет «захлебываться», или приблизительно на скорости 40 км/ч резко дать газу;
- в момент разгона необходимо внимательно следить за показаниями спидометра и тахометра.
При исправном сцеплении стрелки двух указанных приборов будут двигаться вправо синхронно. То есть, с увеличением оборотов двигателя будет увеличиваться и скорость автомобиля, инерционность будет минимальна и обусловлена лишь техническими характеристиками двигателя (его мощностью и массой машины).
В случае, если диски сцепления значительно изношены, то в момент нажатия на педаль газа будет иметь место резкое увеличение оборотов двигателя и его мощности, которая, однако, не будет передаваться на колеса. Это означает, что скорость будет повышаться очень медленно. Это будет выражается в том, что стрелки спидометра и тахометра двигаются вправо не синхронно. Кроме этого, в момент резкого увеличения оборотов мотора из него будет слышен свист.
Проверка на ручном тормозе
Представленный метод проверки можно выполнять лишь в случае, если должным образом отрегулирован ручной (стояночный) тормоз. Он должен быть хорошо настроен и четко фиксировать задние колеса. Алгоритм проверки состояния сцепления будет следующим:
- установить машину на ручной тормоз;
- запустить двигатель;
- нажать педаль сцепления и включить третью или четвертую передачу;
- попытаться тронуться, то есть, нажать педаль газа и отпустить педаль сцепления.
Если при этом двигатель дернется и заглохнет — значит, со сцеплением все в порядке. Если же двигатель будет работать, то налицо износ дисков сцепления. Диски восстановлению не подлежат и необходима либо регулировка их положения либо полная замена всего комплекта.
Внешние признаки
Об исправности сцепления также косвенно можно судить и просто при движении автомобиля, в частности, в гору или под нагрузкой. Если сцепление пробуксовывает, то велика вероятность появления запаха гари в салоне, который будет исходит от корзины сцепления. Другой косвенный признак — потеря динамических характеристик машины при разгоне и/или при движении вгору.
Сцепление «ведет»
Как указывалось выше, выражение «ведет» означает, что ведущий и ведомый диски сцепления не расходятся полностью при выжимании педали. Как правило, это сопровождается проблемами при включении/переключении передач в МКПП. Параллельно из коробки передач слышатся неприятные скрипящие звуки и скрежет. Проверка сцепления в данном случае будет выполняться по следующему алгоритму:
- запустить двигатель и дать ему работать на холостых оборотах;
- полностью выжать педаль сцепления;
- включить первую передачу.
Если рычаг включения передач без проблем устанавливается в соответствующее посадочное место, процедура не занимает много усилий и не сопровождается скрежетом — значит, сцепление не «ведет». В противном случае имеет место ситуация, когда диск не отцепляется от маховика, что приводит к описанным выше проблемам
Обратите внимание, что такая поломка может привести к полному выходу из строя не только сцепления, но и привести к неисправности коробки передач. Устранить описанную поломку можно прокачкой гидравлики либо регулировкой педали сцепления