Причины неисправности ступицы колеса
Если вовремя не отремонтировать или не заменить вышедшую из строя ступицу, то вполне вероятно можно попасть в серьезную аварию — либо вследствие заклинивания колеса на скорости, либо по причине отрыва диска от вала.
Кроме этого, неисправная ступица сильно греется, и, тем самым, оказывает негативное воздействие на нормальную работу тормозной системы колеса.
Ступица никогда не выходит из строя одномоментно, если не было сильного удара от въезда на скорости в яму, на бордюр или кочку. Она разрушается постепенно, и обычно ее неисправность сопровождается неприятным звуком, вибрацией кузова, ощущениями качения и слабых толчков.
Основные причины поломок ступицы колеса:
- Неаккуратная езда по неровной дороге.
- Перегруз автомобиля.
- Неоднократное проваливание под «брюхо» в грязевую жижу или песок.
- Агрессивное вождение с резкими торможениями и ускорениями, так называемым «дрифтованием».
В зависимости от вышеперечисленного, может деформироваться корпус ступицы, расколоться внешний или внутренний обод подшипника, «высохнуть» смазка, в результате попадания внутрь крутящих деталей песка, влаги и грязи.
Очень редко разрушаются ролики или шарики подшипников, причины поломок которых, скорее, зависят не от качества езды, а от заводского брака.
Все эти неисправности на начальном этапе определить очень трудно и практически невозможно без специального диагностического оборудования, пока не обнаружится большой люфт колеса, либо не проявится характерный звук, напоминающий гул самолета, и иногда сопровождаемый хрустом и скрежетом.
Как определить неисправную ступицу колеса
Самый простой и надежный способ определения сломанной ступицы — это постукивание ногой о шины. Если какая-нибудь из шин шатается, появился излишний люфт — то, вероятно, ступица вышла из строя. Причем люфт можно найти задолго до появления посторонних звуков, которые не слышны на малых скоростях, либо схожи с шумом протектора об асфальт.
Другой способ определить, что ступица требует замены — на слух, но это возможно, только когда износ ступицы — а, точнее, находящихся в них шарикоподшипников — достиг критической точки, и эксплуатация автомобиля стала уже опасной.
Неисправность ступиц на передних колесах, благодаря рулевой системе, определить довольно несложно. Для этого надо разогнаться до скорости, когда начнет появляться гул (обычно 40-60км/ч и выше), и немного повилять. Если звук усиливается при повороте направо — то «слетел» левый подшипник, если наоборот — то правый
Определить неисправную ступицу на задних колесах немного сложнее. Бывает, гудит с одной стороны, а поломка, на самом деле, оказывается с другой. Поэтому для точного выявления вышедшей из строя детали необходимо приподнять корму машины. Затем на весу повращать и покачать колесо в одну и другую сторону. Если чувствуется люфт и вибрация колеса, а иногда слышны потрескивания и хруст, то ступица вышла из строя.
Наконец, третий рекомендуемый способ. Без определенных навыков и соответствующих инструментов заменить ступицу самостоятельно не получится. При малейшем подозрении на посторонние звуки, исходящие из области какого-либо колеса, либо обнаружении люфта, сразу обратиться в специализированный автосервис.
3.4.10. Снятие и установка ступицы заднего колеса
Снятие
Выключите стояночный тормоз.
Снимите заднее колесо.
Снимите с опоры ступицы датчик частоты вращения.
Снимите суппорт с опоры ступицы и мягкой проволокой закрепите его на стойке задней подвески.
Рис. 3.79. Ступица заднего колеса: 1 – тормозной диск; 2 – ступица заднего колеса; 3 – защитный кожух заднего тормоза; 4 – продольный рычаг; 5 – верхний рычаг; 6 – опора ступицы; 7, 13 – гайки, 100–120 Н·м; 8 – болт, 70–90 Н·м; 9 – болт, 80–90 Н·м; 10 – ротор датчика частоты вращения; 11 – гайка, 200–280 Н·м; 12 – дополнительный рычаг; 14 – центральный рычаг; 15 – гайка, 60–72 Н·м; 16 – подшипник ступицы; 17 – тормозной барабан |
Снимите тормозной диск (рис. 3.79).
Рис. 3.80. Расположение болтов крепления ступицы к опоре |
Выверните болты крепления ступицы к опоре (рис. 3.80).
Специальным инструментом (09455– 21000) снимите датчик частоты вращения.
Рис. 3.81. Расположение болтов и гаек крепления опоры ступицы |
Отверните гайки, выньте болты и снимите опору ступицы (рис. 3.81).
Отогните завальцованный буртик гайки и отверните гайку крепления ступицы заднего колеса.
Поддерживая наружное кольцо подшипника, выпрессуйте втулку задней оси.
Специальным инструментом (09455– 21000) снимите внутреннее кольцо подшипника со ступицы.
Специальными инструментами (09453– 33000B, 09545–21100) выпрессуйте две втулки с опоры ступицы.
Проверка
Проверьте подшипник ступицы заднего колеса на отсутствие износа и повреждений.
Проверьте ротор датчика частоты вращения задней ступицы на отсутствие сломанных зубьев.
Проверьте внутреннюю поверхность ступицы на отсутствие зазубрин.
Проверьте опору ступицы на отсутствие трещин.
Установка
Специальными инструментами (09453– 3300B, 09545–21100) запрессуйте две втулки в опору ступицы.
Нанесите тонкий слой многофункциональной смазки на привалочные поверхности ступицы и подшипника.
Специальным инструментом (09221– 21000) запрессуйте подшипник в ступицу.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Не запрессовывайте подшипник за внутреннее кольцо, так как это приведет к повреждению подшипника. При установке всегда используйте новый подшипник. |
Навинтите новую гайку с буртиком и забейте буртик гайки в канавку ступицы.
Специальным инструментом (09221–21000) запрессуйте датчик частоты вращения.
Рис. 3.82. Расположение закругленной части наружного кольца подшипника при установке ступицы и подшипника на защитный кожух заднего тормоза |
Установите узел ступицы и подшипника на защитный кожух заднего тормоза так, чтобы закругленная часть наружного кольца подшипника располагалась сверху (рис. 3.82).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Если затруднена установка ступицы и подшипника на защитный кожух заднего тормоза, вращая регулировочный винт стояночного тормоза, разведите тормозные колодки. |
Затяните четыре болта (см. рис. 3.80) крепления ступицы до указанного момента.
Проверните ступицу, чтобы элементы подшипника встали на свои места.
Рис. 3.83. Использование пружинных весов для измерения пускового крутящего момента для проворачивания подшипника |
Пружинными весами измерьте пусковой крутящий момент, который необходимо приложить для проворачивания подшипника (рис. 3.83).
Номинальный пусковой крутящий момент для проворачивания подшипника – 28 Н·м.
Индикатором часового типа измерьте торцовое биение ступицы заднего колеса, которое должно быть 0,008 мм.
Замена заднего ступичного подшипника
Ступица — основное связующее звено между корпусом автомобиля и дорогой через колесо, и именно она испытывает наибольшие нагрузки, как в движении, так в состоянии покоя. Чтобы избежать такого явления необходимо вовремя диагностировать неисправности и устранять их. Для этого стоит понимать, какие могут быть причины и признаки возникновения неисправности подшипника, а также уметь самостоятельно заменить изделие, поскольку не всегда есть возможность воспользоваться услугами автосервиса.
Процесс замены и советы
Когда автомобилист все собрал и понял, можно приступать непосредственно к процессу замены. Стоит отметить, если автолюбитель не знаком с конструкцией автомобиля, то перед проведением процесса замены стоит изучить мануал, где наглядно видно, что к чему крепится. Вам потребуются: ключи «на 15», TORX Т30, ключ для гаек колес. Итак, приступаем к процессу замены ступичного подшипника своими руками:
- Устанавливаем автомобиль на яму или ровную поверхность.
- Включаем первую передачу, затягиваем ручник до упора, и ставим противооткаты.
- Снимаем колесо.
- Снимаем пыльник с гайки ступичного подшипника. Обычно автолюбители используют ломик и молоток.
- Откручиваем ступичную гайку. Для улучшения процесса рекомендуется использовать металлическую трубу.
- Теперь необходимо укрепить автомобиль от движения. Домкрат здесь не в помощь, поэтому рекомендуется установить деревянные колоды, или на крайний случай подложить снятое колесо, нарастив высоту деревянными брусками или досками.
- Снимаем автомобиль с ручника, и проводим демонтаж тормозного барабана.
- Откручиваем крепление ступицы к барабану.
- Вынимаем ступицу с посадочного места.
Можно выпрессовать подшипник и установить в новую ступицу, но рекомендуется установить новый подшипник в новую ступицу.