Инструкция по замене задних колодок
Поднять заднюю часть автомобиля домкратом с любой стороны.
Установить под передние колеса противооткатные башмаки.
Снять колесо, открутив крепежные болты и секретки.
Теперь необходимо снять барабан с посадочного места. Как правило, за время эксплуатации автомобиля, он оседает и «прилипает», что усложняет процесс демонтажа. Рекомендуется использовать молоток, чтоб нанести несколько аккуратных ударов на плоскость барабана между шпильками.
После снятия барабана, необходимо очистить щеткой сам тормозной механизм и посадочное место от пыли и грязи. Проверить барабан на уровень износа
При наличии сильных сколов, трещин и задиров – заменить новым.
Демонтировать верхнюю стяжную пружину отверткой или пассатижами.
Нажать на тарелку прижимной пружины опорной стойки пассатижами.
Прокрутить тарелку на ¼ оборота.
Идентично снять опорную стойку второй колодки.
Развести тормозные колодки в стороны и извлечь регулятор зазоров.
Снять нижнюю стяжную пружину руками.
Теперь необходимо обратить внимание на механизм ручного тормоза, который расположен на задней колодке. Его необходимо демонтировать. Для этого нужно снять стопорное кольцо и извлечь палец, используя пассатижи.
Проверить состояние тормозных колодок
При необходимости – заменить новыми.
После замены колодок необходимо отрегулировать зазор между колодками и самим барабаном. Для этого необходимо извлечь резиновую заглушку с внутренней стороны грязезащитного щитка и плоской отверткой провернуть зубчатое колесо регулятора. Колесо вращается только в одну сторону для развода колодок. Необходимо добиться легкого соприкосновения колодок и барабана.
Перед сборкой всех деталей тормозной барабанной системы, необходимо промыть все детали в бензине, регулятор зазоров разобрать и смазать графитной или силиконовой смазкой.
Сборка производится в порядке, обратном демонтажу.
Установить автомобиль на землю и закрепить крепежные болты колеса.
Повторить процедуру со вторым колесом.
Для этого нужно снять стопорное кольцо и извлечь палец, используя пассатижи.
Проверить состояние тормозных колодок. При необходимости – заменить новыми.
После замены колодок необходимо отрегулировать зазор между колодками и самим барабаном. Для этого необходимо извлечь резиновую заглушку с внутренней стороны грязезащитного щитка и плоской отверткой провернуть зубчатое колесо регулятора. Колесо вращается только в одну сторону для развода колодок. Необходимо добиться легкого соприкосновения колодок и барабана.
Перед сборкой всех деталей тормозной барабанной системы, необходимо промыть все детали в бензине, регулятор зазоров разобрать и смазать графитной или силиконовой смазкой.
Сборка производится в порядке, обратном демонтажу.
Установить автомобиль на землю и закрепить крепежные болты колеса.
Повторить процедуру со вторым колесом.
После замены тормозных колодок на барабанах, необходимо проехать в тихое место и проверить работоспособность и эффективность колодок. Настоятельно рекомендуется заменить все поврежденные или изношенные детали тормозного барабана. Регулировку колодок необходимо делать с периодичностью раз в год, или 15-20 тыс. км. Это необходимо для равномерного износа задних колодок и сохранению эффективности торможения задних колес. Данную процедуру рекомендуется выполнять в подъемном боксе, однако в случае необходимости подойдет и домкрат со смотровой ямой.
Трубки и шланги
Тормозные трубки и шланги системы торможения ВАЗовской «копейки» используются как спереди, так и сзади. Их назначение — соединение ГТЦ и РТЦ между собой и подача к ним тормозной жидкости. Иногда соединительные элементы приходят в негодность, особенно это касается шлангов, что обусловлено старением резины.
Повреждение шланга приводит к утечке жидкости и разгерметизации тормозной системы
Крепятся рассматриваемые детали посредством резьбового соединения. В их замене не возникает каких-либо сложностей. Требуется всего лишь отвернуть крепёж с обеих сторон, демонтировать изношенный элемент и на его место установить новый.
Проблемы при торможении
Стояночный тормоз является механическим устройством рычажного типа с тросовым приводом. При этом торможение осуществляется только задними колесами. Эти тормоза включают в себя рычаг тормоза, трос, колодки. Все проблемы тормозной системы можно подразделить на несколько видов. При этом у каждой неисправности есть список определенных причин и методов их ликвидации. Проблемы, возникающие при работе системы торможения, имеют, как правило, следующие проявления:
- торможение недостаточно быстрое и эффективное;
- неправильное и несвоевременное торможение;
- в процессе торможения происходит снос автомобиля в сторону;
- заедания троса при включении и выключении ручного тормоза.
Процесс торможения может быть недостаточно быстрым и эффективным, если произошел выход тормозной жидкости. Это может произойти в районе расположения цилиндров тормозов ВАЗ. Чтобы исправить эту неполадку, необходимо убрать поломанные детали и поставить новые. Необходимо будет прочистить, высушить все колодки, барабаны тормозной системы ВАЗ 2106, гидропривод тормозов.
Проблемы с торможением могут возникать из-за скопления воздуха в недрах самой системы ВАЗ. Если избавиться от него, то машина будет работать отлично. Нарушение работы шлангов приводит к плачевным последствиям, поэтому нужно их вовремя менять. Резиновые уплотнители, которые расположены в тормозной системе, влияют на работу машины, поэтому требуется их своевременная замена.
1 – колпачок; 2 – фиксатор; 3 – болт крепления колеса; 4 – тормозной барабан; 5 – ступица; 6 – цапфа; 7 – щит тормоза; 8 – тормозная колодка; 9 – прижимная пружина; 10 – упор; 11 – наконечник распорной планки длинный; 12 – стяжная пружина (длинная); 13 – грязезащитный чехол; 14 – цилиндр; 15 – поршень; 16 – манжета; 17 – упорное кольцо; 18 – клапан выпуска воздуха; 19 – колпачок клапана; 20 – гибкий шланг; 21 – замковая шайба; 22 – ось; 23 – регулировочная гайка; 24 – наконечник распорной планки короткий; 25 – разжимной рычаг; 26 – наконечник троса; 27 – пружина троса; 28 – трос; 29 – стяжная пружина (короткая); 30 – разрезная шайба; А – отверстия с резьбой для съема барабана
Следующей часто встречающейся неисправностью тормозной системы является неправильное и несвоевременное торможение. Это может происходить, когда мотор машины еще работает, а система ВАЗ начинает тормозить. Может возникать из-за того, что начинает барахлить вакуумный усилитель тормозов ВАЗ. Если его крышка или уплотнитель изнашиваются, то плохо фиксируют деталь.
При возникновении такой неисправности нужно заменить полностью весь вакуумный усилитель тормозов ВАЗ 2106. Возможно, смазка быстро использовалась, поэтому нужно ее добавить в уплотнитель вакуумный, предварительно открутив колпачок. Колеса машины могут не полностью растормаживаться. Это происходит из-за того, что нет хода в педали тормоза. Это, в свою очередь, вызвано неправильной позицией стоп-сигнала.
Чтобы удалить эту неисправность, достаточно правильно отрегулировать выключатель. Нужно следить за выступом болта в усилителе тормозной системы. Сам выступ должен быть приблизительно 1,25-0,25 мм. Но если вакуумный усилитель имеет заедание клапанов из-за того, что разбухли уплотнители и диафрагмы, то нужно полностью его заменить.
Ремонт ГТЦ
Чтобы выполнить ремонт главного тормозного цилиндра, потребуется провести такие действия:
- На столе должна быть чистая ветошь, на которой необходимо расположить корпус главного тормозного цилиндра.
- В механизме имеется два поршня (именно столько контуров в тормозной системе). На поршнях в нижних частях имеются прорези, которые ограничивают ход внутри цилиндра. Фиксация поршней производится при помощи двух стопорных болтов, которые находятся в прорезях.
- Снимаете пыльник и выкручиваете болт, при помощи которого производится фиксация первого поршня.
- Если поршень под воздействием пружины не выходит, необходимо на него слегка надавить, чтобы он немножко утонул в цилиндре. После такой манипуляции поршень без проблем выйдет из цилиндра.
- Аналогичное действие производится и для второго цилиндра. Выкручиваете болт, при помощи которого фиксируется элемент. И таким же образом вынимается поршень второго контура.
- Обязательно все элементы, которые вытягиваете из главного тормозного цилиндра, укладывать в том порядке, в котором вы их снимали.
- Установите новые манжеты при помощи пластикового конуса, который имеется в комплекте для ремонта.
Устройство главного тормозного цилиндра на ВАЗ-2106 несложное, всего несколько ключевых элементов в конструкции. Но они влияют на функционирование всей тормозной системы.
Обязательно убедитесь в том, что внутренняя поверхность цилиндра идеально зеркальная. При наличии раковин и прочих повреждений необходимо производить замену – ремонтировать бесполезно. Если внутренняя часть приняла форму эллипса, то прокачать тормозную систему вряд ли получится, а если и сделаете это, то новые манжеты не прослужат долго.
Проблемы электрики, систем охлаждения и подачи горючего
Электрическая часть автомобиля в целом достаточно надежна, поскольку проста. Часто выходят из строя следующие детали:
- предохранители;
- регулятор напряжения зарядки;
- контакты трамблера (на старых моделях), предохранитель бегунка;
- провода высокого напряжения;
- щетки стартера и генератора;
- реле;
- окисляются клеммы аккумуляторной батареи.
Самым слабым местом системы охлаждения является термостат. Диагностика неисправности следующая: наблюдается перегрев жидкости либо, наоборот, постоянно низкая температура. В более новых моделях иногда выходит из строя датчик включения электровентилятора, находящийся в нижней части радиатора. Через 40-60 тысяч пробега приходит в негодность водяной насос (помпа). Ремонту он не подлежит и меняется целиком. Остальные узлы и детали системы работают надежно и не имеют ярко выраженных «болезней».
В системе топливоподачи внимания требует бензонасос, в нем быстро изнашиваются диафрагмы и клапаны. В карбюраторных моделях «шестерки» капитальная очистка этого узла требуется ориентировочно 1 раз в 25 тысяч км. На машинах ВАЗ 21061 и 2106 в последние годы устанавливались карбюраторы 2107 «Озон», на ВАЗ 21063 — модификация 2105 «Озон». На автомобилях с инжектором необходимо выполнять очистку форсунок с таким же интервалом, как и карбюраторы.
Силовые установки и другие системы автомобиля
К концу 70-х годов ХХ столетия «шестерка» окончательно закрепила за собой лидерство в таких сегментах, как динамичность, скорость и комфорт среди весьма небольшой гаммы российских( тогда еще советских) легковых автомашин. При этом он продолжает находиться достаточно высоко в ценовой линейке «Жигулей» и сложной по тем временам электроникой по сравнению со своими собратьями по бренду.
Открыв руководство по ремонту и эксплуатации ВАЗ 2106, мы убедимся, что предельная скорость в 150 км/ч и разгонное значение 16 секунд до скорости 100 км/ч считались прекрасными характеристиками для нашего автопрома. А наличие в интерьере салона сидений с подголовниками рельефного типа, комфортная приборная панель с тахометром и неплохая шумоизоляция выставляли автомобиль в выигрышной позиции.
В 1979 г. АвтоВАЗ выпустил две другие модели, мощность которых была несколько ниже прототипа. Это ваз 21061 с « троешным» мотором объемом 1,5 литра и мощностью 71 л.с. и ваз 21063 с силовым агрегатом от «одиннадцатой» модели объемом 1,3 литра и мощностью 64 л.с.
До популярности «шестерки» им было далеко, но дефицит хороших автомобилей и желание эксплуатировать приличное транспортное средство заставляло автолюбителей покупать эти автомобили. Отличия в устройстве можно было найти в руководстве по эксплуатации ваз 2106, которые были подробно изложены в этом печатном издании.
В 1982 году был проведен первый рестайлинг «шестерки». Была установлена силовая установка мощностью 75 «лошадок», в экстерьере изменения коснулись светоотражателей, которые были убраны с кормового крыла в районе молдинга. Модернизация улучшила систему электрооборудования, а в 1988 были внедрены новшества в выпускногй системе отработанных газов. Все эти изменения в устройстве ваз 2106 руководство по эксплуатации техническому обслуживанию и ремонту прекрасно объясняет и показывает, как эксплуатировать автомобиль с прошедшими изменениями.
В 1990 г. модельный ряд «шестерки» был дополнен элитной комплектацией, получившей название ВАЗ-21065. Этот автомобиль был оборудован «шестым» двигателем, СЗ бесконтактного типа, карбюраторным устройством «Солекс», «галогенками», обновленными сиденьями с качественной обивкой и улучшенной конфигурацией подголовников. Эта модель была оснащена бамперами от ваз 2105, 5- ступенчатой трансмиссией и мощным генераторным устройством, порядок подключения которого можно посмотреть в ваз 2106 «Руководство по эксплуатации обслуживанию и ремонту» нового издания.
Ваз 21064 (экспортный вариант) имели некоторые отличия от модификаций, поставляемых на внутренний рынок: они касались бамперов с интегрированными указателями поворотов и измененной электросхемой.
↑ Конструкции тормозной системы ВАЗ 2106
Автомобиль оборудован двумя тормозными системами: рабочей и стояночной.
↑ Рабочая тормозная система
Рабочая имеет гидравлический привод и обеспечивает торможение автомобиля во время движения, вторая, как правило, используется во время стоянки и имеет механический привод.
Рабочая тормозная система состоит из двух раздельных контуров привода передних и задних тормозных механизмов. При выходе из строя одного из контуров второй позволяет, хотя и с меньшей эффективностью, затормозить автомобиль. Оба контура работают независимо друг от друга.
Рабочая система включает:
- педальный узел,
- главный тормозной цилиндр с бачком и вакуумным усилителем,
- регулятор давления задних тормозов,
- тормозные механизмы передних и задних колес с рабочими цилиндрами и трубопроводы.
↑ Тормозные механизмы передних колес
Тормозные механизмы передних колес
– дисковые. Основные элементы каждого из механизмов – тормозной диск, суппорт с двумя рабочими цилиндрами и две тормозные колодки.
↑ Тормозные механизмы задних колес
Тормозные механизмы задних колес – барабанные с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.
Основной элемент механизма автоматической регулировки – стальные пружинные разрезные кольца. Они вставлены с натягом, обеспечивающим усилие сдвига по зеркалу цилиндра не менее 35 кгс, что превышает усилие стяжных пружин тормозных колодок.
При износе тормозных накладок упорные кольца сдвигаются на величину износа. В случае повреждения зеркала цилиндров кольца могут «закиснуть» и поршни потеряют подвижность. Цилиндры в этом случае заменяем.
↑ Главный тормозной цилиндр
Главный тормозной цилиндр
двухполостной, имеет два поршня, крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках. Полости главного цилиндра соединены шлангами с питающим бачком. В крышке бачка установлен датчик недостаточного уровня тормозной жидкости.
↑ Гидропривод тормозов задних колес
В гидропривод тормозов задних колес последовательно включен регулятор давления, снижающий давление в гидроприводе при уменьшении нагрузки на задний мост. Это предотвращает блокировку задних колес и занос задней оси автомобиля.
– механический, тросовый, на тормозные механизмы задних колес. Он состоит из рычага, переднего троса, уравнителя, заднего троса и рычага ручного привода колодок. Стояночная тормозная система должна удерживать автомобиль на уклоне 25%.
Замена задних колодок
Тормозные элементы спереди и сзади изнашиваются неравномерно. Поэтому задние колодки меняют гораздо реже. Однако затягивать с ремонтом не стоит, поскольку от состояния колодок напрямую зависит как эффективность торможения, так и удержание автомобиля при постановке на ручник.
Для проведения процедуры нужно подготовить такие инструменты:
- отвёртка с плоским и крестовым лезвием;
- плоскогубцы;
- длинногубцы;
- «балонник».
Как снять тормозной барабан
Деталь демонтируем в такой последовательности:
- Вывешиваем заднюю часть машины и снимаем колесо.
- Отворачиваем направляющие шпильки.
Демонтаж барабанов на «классике» является «болезнью» этих автомобилей. Стянуть деталь очень проблематично, особенно если это делается редко. Однако существует дедовский способ, которым пользуюсь не только я, но и другие автомобилисты. Для демонтажа закручиваем шпильки в барабан, затем запускаем мотор и включаем четвёртую передачу, приводя барабан во вращение. Затем резко нажимаем на тормоз. Может потребоваться повторить процедуру несколько раз. После этого пытаемся снова сбить барабан молотком, обычно это получается.
Снятие колодок
Демонтируем колодки в таком порядке:
- Снимаем подпружиненные болты, удерживающие тормозные элементы.
Видео: замена колодок задних тормозов на «шестёрке»
Установка колодок и барабана
Тормозные элементы устанавливаются на место в обратной последовательности. Прежде чем одеть барабан на полуось, нужно очистить его изнутри от коррозии и загрязнений, например, щёткой по металлу. Следует также учесть, что с новыми колодками барабан может не сесть на своё место. Поэтому придётся слегка отпустить натяжение троса ручника. Когда барабаны с обеих сторон будут установлены, нужно выполнить регулировку ручника.
В течение некоторого времени после замены колодок резко тормозить не рекомендуется, поскольку они должны притереться к барабанам.
При замене колодок рекомендуется также проверить и другие элементы тормозной системы и подвески. На тормозных шлангах не должно быть видимых повреждений и подтёков. Колодки меняют только комплектом. В противном случае машину после ремонта будет уводить в сторону.
«Колдун» или регулятор тормозных усилий
Он предназначен для регулировки силы срабатывания задней тормозной системы Ваз. Это нужно для того, чтобы в случае экстренного торможения с разгруженной задней осью, корма автомобиля не «пошла» юзом. Считается, если задний мост сильно загружен, то эффективность задних тормозов будет выше, за счет более сильного прижатия колес к поверхности. Значит вероятность заноса ниже, а торможение лучше.
Именно из-за того, что не всегда понятно как он регулирует усилия, передаваемые тормозам, его прозвали в народе «колдуном». Подробно рассмотрим принцип его работы, из чего он состоит и как его настраивать в следующих уроках, не забывайте подписаться.
Обслуживание тормозной системы
Хоть конструкция тормозов на автомобиле ВАЗ и не такая сложная, но она все равно требует периодического технического обслуживания, которое включает в себя:
- проверку уровня тормозной жидкости в бачке;
- проверку износа тормозных колодок, барабанов, дисков;
- прокачку аварийной системы удаления воздуха;
- проверку троса стояночного тормоза;
- регулировку регулятора давления;
- регулировку натяжения приводных тросов.
Помните, что перед каждым выездом следует проверять уровень жидкости в бачке. Недостаточное количество тормозной жидкости может привести к неэффективной работе всей системы торможения. Стоит отметить, что уменьшение уровня тормозной жидкости может быть вызвано повреждением трубопровода и появлением течи.
Выполнять такую проверку тормозной системы нужно раз в два – три месяца. При выявлении сильного износа или какой-то другой проблемы, нужно обязательно выполнить замену изношенной детали или произвести ремонт. Помните, что от технического состояния тормозной системы зависит безопасность всех участников движения.
Колодки на ВАЗ 2106
Несмотря на то, что модель давно снята с производства, оригинальных запчастей на авторынках предостаточно. Кроме заводских деталей, в продаже имеется ряд комплектующих, изготовленных зарубежными фирмами. Очевидно, что цена отечественных элементов тормозной системы будет дешевле зарубежного аналога.
Процесс замены колодок не сложный, под силу каждому водителю, даже без опыта в обслуживании техники.
Оригинальные
Артикул | Цена (руб.) | Артикул | Цена (руб.) |
21013501090 «Кедр» | 450 | 21010350180083 | 470 |
21010350180082 | 470 | 21010-3501800-84 | 510 |
21010350180087 | 450 | 21010-350180085 | 470 |
Заменители
Артикул | Цена (руб.) | Артикул | Цена (руб.) |
0026400 TRW | 570 | 41062 | TRW |
GDB140M ABS | 650 | ADB0281 | ABS |
98271307 Allied Nippon | 750 | Delphi 65139 | 780 |
LP92/S | 800 | Delphi 0065139 | 780 |
98271307 Allied Nippon | 750 | Delphi 65139 | 780 |
98271307 Allied Nippon | 750 | Delphi 65139 | 780 |
Allied Nippon | 65139 |
Какие задние тормозные колодки можно поставить на ВАЗ 2106
Оригинальные задние тормозные колодки имеют толщину 3,5 мм. По мере эксплуатации фрикционная накладка изнашивается, стирается. Когда толщина достигает 1,5 мм деталь подлежит замене. Дальнейшая эксплуатация машины небезопасна.
Процесс замены задних колодок также прост, как и передних. Разве, что добавляется трос ручника, который следует демонтировать. Наличие специального опыта, навыков вовсе не обязательно. К помощи работников СТО прибегайте в случае выявление масштабной поломки, требующей оперативного вмешательства со стороны профессионалов.
Оригинальные
Артикул | Цена (руб.) | Артикул | Цена (руб.) |
ВИС 0021929 | 550 | ВИС 0005937 | 570 |
68822 | 550 | 21010-350209002 | 570 |
2101-3502090 | 550 | НАЧАЛО 12151 | 570 |
63276 | 570 | 21010-3502091 | 570 |
Заменители
Артикул | Цена (руб.) | Артикул | Цена (руб.) |
Delphi 65140 | 850 | Finwhale 23593 | 800 |
LS1219/S | 850 | VR311 | 800 |
Bosch 17888 | 950 | TRW 26401 | 800 |
986487217 | 850 | GS8164 | 850 |
ХЗТС 79927 | 800 | 2101-3502090 | 800 |
Начало 63275 | 800 | 21010-3502092 | 850 |
MASTER SPORT 2103-3502093 | 850 | 030137-02332 | 800 |
Перечни представлены в ознакомительных целях. Перед покупкой обязательно получите консультацию у специалиста сервисного центра, автомагазина на предмет совместимости каталожного артикула с маркой / моделью вашего авто.
Как самостоятельно выполнить замену передних и задних колодок на ВАЗ 2106
Подготовительный этап: набор автомобильных инструментов, ветошь, новые колодки, жидкость для удаления наслоений ржавчины, коррозии.
Устанавливаем машину на ровную платформу. Вариант со смотровой ямой или дорожной эстакадой исключается ввиду неэффективности;
Поддомкрачиваем переднее колесо гидравлическим домкратом, снимаем его, предварительно установив противооткатные башмаки;
Плоскогубцами извлекаем направляющие шплинты
Обращаем внимание на прижимные пружины, они могут вылететь в процессе выполнения работ;
Отверткой с плоским наконечником утапливаем рабочий цилиндр в исходное положение. Расширяем зазоры, чтобы снять тормозные колодки;
Извлекаем изношенные колодки, проводим профилактику тормозного суппорта, очищаем от ржавчины, наслоений. При необходимости используем жидкость типа WD-40;
Замена новыми колодками, собираем конструкцию в обратном порядке.
При необходимости используем жидкость типа WD-40;
Замена новыми колодками, собираем конструкцию в обратном порядке.
При условии соблюдения вышеописанных рекомендаций, покупке оригинальных запчастей срок эксплуатации элементов тормозной системы 20 – 25 тыс. км. пробега. Умеренный стиль вождения, средние температуры окружающей среды увеличат ресурс на 5 – 7 тыс. км.
Устройство суппорта
Идем далее. Механизмы передней оси – дисковые, состоящие из суппортов с основными тормозными элементами – колодками, и тормозных дисков.
Суппорт – это корпус, с проделанными в нем цилиндрами под поршни. Их у этой модели – два, по одному на каждую колодку. Устройство суппорта показано на рисунке.
Поршни суппорта имеют вид стакана, который помещены в свои цилиндры, но по нем они могут перемещаться. Чтобы исключить просачивание жидкости, на поршни одеты уплотнительные кольца.
Колодки представляют собой небольшие металлические пластины, на которые наклеены накладки из фрикционного материала.
Тормозной диск – выполнен из металла, для лучшего сцепления с поверхностью колодок, его боковые поверхности хорошо обработаны, чтобы не было на них никаких выступов и раковин.
Работа тормозов ВАЗ 2107 выполняется так: жидкость движется в цилиндры суппорта, где и начинает выталкивать поршни. Те выходят из цилиндров, поджимая колодки к диску.