Разборка, дефектовка и сборка генератора iskra

Подкапотное хозяйство

Автопроизводитель предлагает в качестве моторов:

  1. Дизельный силовой агрегат модели ЗМЗ-5143.10 объемом 2,2 л;
  2. Бензиновый с впрыском топлива ЗМЗ-409.10 объемом 2,7л;
  3. Бензиновый с впрыском топлива УМЗ-4213 объемом 2,9 л.


Электропроводка УАЗ 31519 на модификациях с системой впрыска топлива

Под капотом расположились ранее не устанавливаемые:

  1. Блок управления электронным зажиганием;
  2. Электронная система управления работой двигателя (ЭСУД);
  3. Различные датчики, фиксирующие параметры работы двигателя;
  4. Исполнительные электронные механизмы.


Контроллер на УАЗ Хаммер производства Bosch

Диагностика неисправностей ЭСУД

Основой ЭСУД является электронный контроллер, располагающий следующими типами памяти:

  1. ППЗУ – постоянное программируемое запоминающее устройство;
  2. ОЗУ – оперативное запоминающее устройство;
  3. ЭРПЗУ – электрически перепрограммируемое постоянное запоминающее устройство.


Диагностический разъем для подключения считывателя кодов неисправностей

Поскольку цена диагностических приборов невелика, многие автовладельцы самостоятельно приобретают их для обслуживания автомобиля.

Автопроизводитель рекомендует следующий алгоритм считывания служебной информации своими руками:

  1. Выключить зажигание;
  2. Для перевода электронного контроллера в режим самодиагностики необходимо отключить автомобиль от АКБ на 10-15 секунд;
  3. Подключить АКБ обратно;
  4. Запустить двигатель и дать ему проработать ровно 60 секунд;
  5. Открыть диагностический разъем и отдельным проводом соединить выводы (№2 на схеме выше)

Таким образом, активируется режим самодиагностики. В подтверждение включения сигнальная лампа трижды высвечивает код 12, а все последующие будут выдавать неисправности, занесенные в память контроллера.

Генератор

В процессе улучшения модели УАЗ Хантер, автопроизводитель оснащал машину узлами и агрегатами от разных производителей. В частности, на первых партиях устанавливался:

  1. Генератор Iskra ААК 5572;
  2. Либо генератор Bosch 6 003 GB5011 (на модификации с дизельным двигателем).

Схема генератора Iskra

Соответственно, что у них разные разъемы для подключения, что вынуждало видоизменять и подкапотную проводку. В настоящее время автопроизводитель комплектует автомобиль генератором собственного производства 9422.3701. Эту особенность также следует учитывать при самостоятельном обслуживании автомобилей.

Ремонт проводки и электрооборудования своими руками

Основные неисправности электрооборудования на УАЗ 469 и методы ремонта:

  1. При отсутствии заряда аккумуляторной батареи следует проверить натяжение ремня привода генератора и состояние щеток. Проблема может возникать из-за износа контактных колец или задевания ротора за статор (износ подшипников). Точную причину поломки можно определить только после снятия генератора и дефектовки компонентов.
  2. Перезаряд батареи указывает на поломку регулятора напряжения, который необходимо заменить.
  3. Шум при работе генератора является признаком износа подшипников или их посадочных мест на крышках. Изношенные и поврежденные детали требуют замены.
  4. Отсутствие искрообразования в бесконтактной системе зажигания указывает на пробои катушки или крышки, а также некорректную регулировку угла опережения. Возможна поломка коммутаторного устройства. Для ремонта требуется заменить поломанные узлы и произвести настройку момента подачи искры.
  5. Перегоревшие изделия требуется заменять на детали с аналогичными параметрами. Периодически производить регулировку пучков света фар головного освещения (а также противотуманных, если они установлены).
  6. Дребезжащий звук при работе клаксона возникает из-за плохого контакта или появления трещин на мембране. Для ремонта требуется проверить состояние проводки и точек соединения. Поврежденный звуковой сигнал заменяется новым.
  7. При обнаружении замыкания в цепи необходимо выяснить причину возникновения неисправности. Для этого потребуется пройти по всем элементам, подключенным к данному проводу. Каждый потребитель отсоединяется от сети и отдельно проверяется на работоспособность. При обгорании изоляции на жгутах проводки их требуется заменить.
  8. При проведении замены участка проводки требуется обеспечить надежное соединение старого и нового отрезка. Наиболее быстрой методикой является скручивание оголенных участков, но данный способ не обеспечивает надежного контакта и длительного срока эксплуатации. Более надежный стык можно создать путем монтажа специальной опрессовочной гильзы. После установки элемента требуется защитить оголенный участок изоляционной лентой. Третьим способом соединения является пайка проводки, обеспечивающей прочный стык, который по своим характеристикам несколько уступает опрессовке.

Блоки под капотом

Расположение

Блок предохранителей

Блок силовых предохранителей (1) состоит из плавких вставок высокой мощности. На автомобилях УАЗ 315143 и УАЗ 315148 он состоит из 4 вставок, на остальных из 2.

Общая схема

Назначение

Вариант 2

  1. 90А Клемма 30 выключателя зажигания
  2. 40А Наружное освещение
  3. 15А Подогрев топливного фильтра
  4. 90/60А Свечи накаливания

Используется преимущественно на дизельных двигателях УАЗ-315195, 315148.

Схема

Расшифровка

К1 Реле стартера
К2 Реле главное 2
КЗ Реле главное 1
К4 Реле подогрева топлива
F1 30А Бортовая сеть
F2 30А Бортовая сеть
F3 25А Реле подогрева топлива
F4 5А Диагностика
F5 20А Реле стартера
F6 10А Датчик массового расхода воздуха
F7 5А Блок управления
F8 15А Реле главное 1
F9 10А Реле главное 2
F10 25А Реле главное 2

Электросхема УАЗ 3163

1, 2 – блок-фары;3, 4 – противотуманные фары;5, 6 – звуковые сигналы;7 – электровентилятор системы охлаждения двигателя;8 – генератор;9 – датчик концентрации кислорода;10 – датчик положения распределительного вала (датчик фазы);11 – датчик детонации;12 – регулятор холостого хода;13, 14, 15, 16 – свечи зажигания;17, 18 – катушки зажигания;19 – датчик положения коленчатого вала;20, 21, 22, 23 – топливные форсунки;24 – датчик положения дроссельной заслонки;25 – датчик массового расхода воздуха;26 – датчик сигнальной лампы аварийного падения давления масла;27 – датчик указателя давления масла;28, 30 – датчик температуры охлаждающей жидкости;29 – датчик температуры воздуха;31 – электромагнитный клапан адсорбера;32 – датчик сигнальной лампы аварийного перегрева охлаждающей жидкости;33, 34 – насосы омывателей ветрового стекла и стекла двери задка;35 – колодка диагностики;36 – электродвигатель водяного насоса;37 – электродвигатель вентилятора отопителя;38 – стартер;39 – фонарь освещения подкапотного пространства;40 – моторедуктор очистителя ветрового стекла;41 – выключатель сигнальной лампы аварийного состояния тормозной системы;42 – реле электровентилятора;43 – реле включения омывателя стекла двери задка;44 – реле стартера УАЗ 3163;45 – реле системы управления двигателем;46 – реле электробензонасоса;47 – реле включения звуковых сигналов;48, 49, 50, 51, 52, 53 – штыревые предохранители;54 – аккумуляторная батарея;55 – розетка для переносной лампы;56 – левый боковой указатель поворота;57 – правый боковой указатель поворота;58 – контроллер системы управления двигателем;59 – комбинация приборов;60 – блок управления моторедукторами замков дверей;61, 62 – плафоны освещения вещевых ящиков;63, 64 – магнитные выключатели плафонов освещения вещевых ящиков;65 – реле переключения режимов отопителя;66 – монтажный блок, расположенный в салоне автомобиля;67 – плафон подсветки монтажного блока; 68 – зеркало заднего вида правое;69 – добавочный резистор электродвигателя вентилятора отопителя;70, 71 – лампы подсветки блока управления отопителем;72 – переключатель скорости работы электродвигателя вентилятора отопителя;73 – выключатель стоп-сигналов;74 – регулятор длительности паузы работы стеклоочистителя;75 – выключатель (замок) зажигания;76 – переключатель очистителя и омывателя ветрового стекла и стекла двери задка;77 – выключатель звуковых сигналов;78 – переключатель указателей поворота и света фар;79 – модуль управления светотехникой;80 – зеркало заднего вида левое;81 – электростеклоподъемник правой передней двери;82 – моторедуктор замка правой передней двери;83 – прикуриватель УАЗ патриот;84 – выключатель аварийной сигнализации;85 – выключатель обогрева зеркал заднего вида;86 – переключатель отопителя;87 – переключатель режимов работы дополнительного отопителя;88 – выключатель обогревателя стекла двери задка;89 – моторедуктор замка левой передней двери;90 – электростеклоподъемник левой передней двери;91 – моторедуктор замка правой задней двери;92 – выключатель света заднего хода;93 – датчик скорости УАЗ3163 патриот;94 – электробензонасос с датчиком уровня топлива правого бака;95 – переключатель датчиков указателя уровня топлива;96 – переключатель стеклоподъемника правой передней двери;97 – пульт управления наружными зеркалами;98 – переключатель стеклоподъемника левой передней двери;99 – дополнительный отопитель кузова;100 – выключатель контрольной лампы включения стояночного тормоза;101 – датчик указателя уровня топлива левого бака;102 – моторедуктор замка левой задней двери;103 – выключатель освещения на стойке двери задка;104, 105 – выключатели освещения на стойках правых дверей;106 – задний плафон освещения салона;107 – передний плафон освещения салона;108, 109 – плафоны направленного света;110, 111 – выключатели освещения на стойках левых дверей;112 – фонарь на правом заднем крыле;113 – элемент обогревателя стекла двери задка;114 – фонарь дополнительного стоп-сигнала;115 – моторедуктор очистителя стекла двери задка;116, 117 – фонари освещения номерного знака;118 – моторедуктор замка двери задка;119 – фонарь на заднем левом крыле.

Установка трехуровневого регулятора

Алгоритм установки оборудования на бензиновые и дизельные моторы УАЗ Патриот:

  1. Демонтировать генератор, а затем снять защитный кожух, расположенный на задней крышке.
  2. Отсоединить штатный регулятор напряжения, осмотреть состояние коллекторных пластин на роторе генератора.
  3. Установить на место модернизированный узел, который крепится и подсоединяется штатными гайками и проводами.
  4. Вывести дополнительный кабель с гофрированной защитой через дополнительное отверстие в защитной крышке.
  5. Установить контроллер управления на стенке моторного щита. Включить соответствующий условиям эксплуатации режим работы.
  6. Установить на штатное место генератор.

Следует учитывать, что применение 3-уровневого регулятора не является панацеей. Не рекомендуется подключать дополнительные электрические приборы к автомобилю с мотором, работающим на холостых оборотах.

Схема подключения

Корпус регулятора подключается к кузову автомобиля, штекер с литерой Ш используется для подсоединения к модернизированному щеточному узлу. Второй выход от щеток подходит к третьему контакту Б регулятора. Колодка Б соединяется с положительным полюсом батареи через реле, работающее от замка зажигания.

Реле бензонасоса: устройство и основные неисправности (видео)

Блок предохранителей и реле в volkswagen polo 4

Реле бензонасоса – далеко не тот компонент топливной системы, который часто выходит из строя. Нередко проблемы с данным реле обнаруживаются лишь в сервисном центре, хотя неисправности легко было бы выявить даже не выходя из салона автомобиля. Мы разберемся, как устроено данное реле, как устроена схема реле бензонасоса, а также как данное устройство работает и для чего оно вообще нужно.

Подробнее о неисправностях

Для начала разберемся с тем, как именно реле участвует в управлении имеющимся в авто бензонасосом. Схема имеет следующий вид:

  • Попав в салон, водитель включает зажигание;
  • Реле включает топливный насос примерно на 2-3 секунды, а в отдельных ситуациях и на больший промежуток времени. В топливной рампе создается оптимальное давление;
  • Топливный насос отключается, о чем свидетельствует щелчок реле;
  • Бензонасос может продолжить свою работу уже на запущенном моторе или же при вращении установленного в автомобиле стартера;
  • Сразу после выключения зажигания и прекращении работы силового агрегата реле отключает насос через секунду или практически сразу.

Если реле топливного насоса перестало работать, то на сам насос питание может не подаваться. Зачастую наблюдается нечто подобное: после установки давления в топливной магистрали насос ощутимо шумит, что свидетельствует о том, что реле по-прежнему держит цепь замкнутой. Второе состояние реле часто называют залипанием.

Разборка генератора

Снимаем генератор (см. Снятие генератора).

Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления конденсатора.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку вывода «+».

Снимаем изоляционные втулки с вывода.

Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления кожуха задней крышки.

Отсоединяем провода от выводов.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку.

Вынимаем из крышки вывод с изоляционной втулкой.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения.

…отворачиваем два винта крепления контактной группы.

Снимаем регулятор напряжения.

Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления щеткодержателя…

Ключом «на 10» отворачиваем удлинитель вывода «+».

Для удобства сборки помечаем взаимное положение крышек и статора генератора.

Головкой «на 10» отворачиваем гайки четырех болтов…

…и вынимаем болты, стягивающие крышки генератора.

Оправкой (инструментальной головкой) с внешним диаметром 32 мм легкими ударами страгиваем, а затем…

…двумя отвертками поддеваем и снимаем заднюю крышку со статором с передней крышки.

Головкой «на 8» отворачиваем три гайки крепления выводов статора к выпрямительному блоку.

Вынимаем из крышки статор.

Вынимаем из крышки три контактных болта.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку вывода «+» генератора.

Вынимаем контактный болт с изолирующей вставкой.

Вынимаем выпрямительный блок.

Мегаомметром проверяем обмотки статора на короткое замыкание.

Проверяем обмотку на обрыв проводов.

…на отсутствие короткого замыкания обмотки на «массу»…

…и обрыва обмоток.

Омметром проверяем вентили выпрямительного блока, для этого щупы прибора подсоединяем к выводам вентилей.

Головкой «на 19» отворачиваем гайку шкива, удерживая шкив трубным ключом,…

Съемником стягиваем шкив с вала ротора.

Снимаем шкив с крыльчаткой.

Бородком выбиваем шпонку из вала.

Снимаем дистанционную втулку.

Ключом «на 8» отворачиваем четыре гайки крепления крышек подшипника.

Снимаем внешнюю крышку подшипника.

Оправкой (инструментальной головкой) с внешним диаметром 40 мм выбиваем подшипник из крышки…

…вместе с ротором.

Съемником спрессовываем подшипник с вала ротора.

Снимаем внутреннюю крышку подшипника с винтами…

…и дистанционную втулку.

Подходящей втулкой (высокой головкой «на 12») напрессовываем задний подшипник на вал ротора.

Передний подшипник устанавливаем в крышку генератора, воздействуя на наружное кольцо.

Устанавливаем крышки подшипника, закрепив их винтами.

…законтриваем гайки, сминая зубилом торцы винтов.

Устанавливаем на вал генератора дистанционную втулку и…

…подходящим отрезком трубы (или инструментальной головкой «на 17») напрессовываем подшипник вместе с крышкой на вал.

Историческая справка

Традиционно УАЗ 469 выпускался в двух вариантах:

  1. Грузопассажирская версия – 7 мест и 100 кг багажа;
  2. Командирская версия – 2 места для пассажиров и 600 кг багажа.

Отраслевая нормаль 1945 года

Согласно старой системы классификации автотранспорта, действовавшей с 1945 года, УАЗ 469 выпускался под данным именем, используя буквенно-цифровое название:

  1. Буквенная аббревиатура УАЗ расшифровывалась как Ульяновский автозавод;
  2. 469 – порядковый заводской индекс, присваиваемый самим предприятием своим моделям и разработкам.

Отраслевая нормаль 1966 года

Хотя на момент выпуска автомобиля УАЗ 469 (1972г) была принята новая отраслевая система классификации (отраслевая нормаль ОН 025270-66), автозавод продолжал использовать название по старому нормативу.

Однако, в 1985 году автопроизводителя заставили изменить название, согласно действующих требований:

  1. автомобилю был присвоен четырехзначный номер – 3151;
  2. согласно новой системы, автомобиль может называться в документации как УАЗ 3151.

Как подключить

Схема подключения генератора зависит от модели устройства. На корпусе Г12 имеются 3 точки подсоединения проводки. Клемма с буквой Я подключена к положительной щетке, к контакту К подведен вывод обмотки возбуждения. Отрицательная щетка и другой конец обмотки замкнуты на корпус генератора. Клемма М используется для установки провода, ведущего к отдельному блоку реле регулятора.

Усовершенствованный прибор модели Г250 имеет другую схему подключения. Для возбуждения используется обмотка ротора, которая подсоединена к аккумуляторной батарее через специальную щетку.

На выходе обмоток расположен выпрямительный мост, состоящий из нескольких кремниевых диодов. Для подсоединения 161 3771 используется аналогичная схема.

Разборка генератора ч1

Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления конденсатора.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку вывода «+».

Снимаем изоляционные втулки с вывода.

Шлицевой отверткой отворачиваем два винта крепления кожуха задней крышки.

Запоминаем или записываем порядок подсоединения проводов.

Отсоединяем провода от выводов.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку.

Вынимаем из крышки вывод с изоляционной втулкой.

Крестообразной отверткой отворачиваем два винта крепления регулятора напряжения.

…отворачиваем два винта крепления контактной группы.

Снимаем регулятор напряжения.

Шлицевой отверткой отворачиваем винт крепления щеткодержателя…

Ключом «на 10» отворачиваем удлинитель вывода «+».

Для удобства сборки помечаем взаимное положение крышек и статора генератора.

Головкой «на 10» отворачиваем гайки четырех болтов…

…и вынимаем болты, стягивающие крышки генератора.

Оправкой (инструментальной головкой) с внешним диаметром 32 мм легкими ударами страгиваем, а затем…

…двумя отвертками поддеваем и снимаем заднюю крышку со статором с передней крышки.

Головкой «на 8» отворачиваем три гайки крепления выводов статора к выпрямительному блоку.

Вынимаем из крышки статор.

Вынимаем из крышки три контактных болта.

Ключом «на 10» отворачиваем гайку вывода «+» генератора.

Вынимаем контактный болт с изолирующей вставкой.

Автомобильный генератор — это прибор, который принимает механическую энергию двигателя и преобразовывает ее в электрический ток, обеспечивая, таким образом, электроэнергией остальные агрегаты авто. Генератор обеспечивает зарядку аккумулятора, и электропитание двигателя автомобиля. Поэтому связь «двигатель-генератор» не должна прерваться, ведь неработающий генератор — это аккумулятор, не получающий заряда и соответственно неработающий главный орган автомобиля. Замена генератора повлечет за собой значительные финансовые расходы. Поэтому, если у вас под рукой имеются все необходимые инструменты и знания устройств моторного отсека автомобиля, то можно устранить поломку самостоятельно (о том, что делать, если машина не заводится — стартер крутит, читайте в нашей другой статье).

Итак, генератор сломан. Какие же неисправности могут быть причиной сбоя в работе этого устройства? Рассмотрим их:

  1. Генератор производит ток с очень низким напряжением.
  2. Генератор совсем не вырабатывает электрический ток.
  3. Поломка устройства отображается на приборной панели в виде мигающей лампочки.
  4. Генератор производит зарядку сверх оптимальной нормы.
  5. Работа генератора сопровождается посторонним шумом.

Перед тем как начать делать ремонт генератора своими руками, необходимо проверить его техническое состояние и разобрать агрегат на части. Перед тем как разбирать генератор, проверьте состояние ремня и его натяжку и убедитесь, не ожидает ли вас замена ремня генератора в ближайшее время (почитайте еще, как делается замена ремня ГРМ на ВАЗ 2109). Проверка состоит в надавливании пальцем на средину этой детали генератора. Если ремень в хорошем состоянии, то он не должен при надавливании опускаться более чем на пол сантиметра. Стоит отметить, что новый ремень не должен прогибаться на более чем 2 мм. Если же ремень не изношен, но натяжка слабая, то недостаток можно исправить путем подтягивания генераторного ремня. Также прокрутите натяжной ролик генератора, если он прокручивается с трудом и скрипит, то его нужно будет смазать маслом, или поставить вместо него новый ролик.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваше авто 007
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: