Внешний осмотр
Первым делом тщательно осматривают аккумуляторную батарею: в норме она сухая, чистая и без признаков повреждений. Плохо, когда:
- поверхность акб сильно загрязнена;
- клеммы окислены;
- корпус батареи имеет повреждения;
- имеются следы электролита.
Любой пункт из перечисленных приведёт к стремительной разрядке аккумулятора, а следовательно — увеличит риск попадания в неприятные ситуации. Что делать?
Внешние загрязнения АКБ легко удаляются тряпкой (ветошью), смоченной в 6%-м растворе соды (примерно столовая ложка на стакан). Стоит избегать намокания контактов, проводов и сильного заливания водой.
Такой же раствор поможет справиться и с окислением клемм — нанесите состав на загрязнённые участки, подождите пару минут и тщательно прочистите щёткой (не металлической!). После процедуры промойте очищенные поверхности дистиллированной водой.
Если окисление обширное, то первым делом прибегают к механической очистке, главное не повредить провода.
Помните, что такие работы необходимо проводить при заглушенном моторе и снятых с АКБ клемм! Также не заливайте провода и обязательно выждите время, чтобы остатки влаги испарились.
Разрушение обмоток
Не очень приятно, если вдруг произошло разрушение обмотки возбуждения. Если присутствует такая неисправность, то генератор полностью не будет работать, так как отсутствует магнитное поле. Дело в том, что в основе принципа работы любого генератора лежит наличие движущегося магнитного поля. Определить эту неисправность можно очень просто. Во-первых, если во время работы потрогать корпус генератора, он окажется чересчур горячим. Во-вторых, на приборной панели обязательно загорится лампочка с нарисованным на ней аккумулятором. Она сигнализирует о том, что отсутствует зарядка на АКБ. Также можно использовать мультиметр в режиме измерения сопротивления. Для этого необходимо измерить значение сопротивления между кольцами. Но это не все причины, по которым плохо дает зарядку генератор.
Несколько слов о том, как работает тандем аккумулятор-генератор
Каждому, даже начинающему водителю, известно о том, что аккумулятор взаимодействует с генератором. После запуска двигателя АКБ переходит в режим постоянной подзарядки. После того как обороты двигателя повышаются, возрастает и напряжение на выходе генератора, что не есть «гуд».
С целью предотвращения вышеописанного в цепи возбуждения ротора устанавливается небольшое реле-регулятор, задача которого – понижать ток до оптимального уровня независимо от числа оборотов двигателя. В результате напряжение поддерживается на необходимом уровне. Лампочка аккумулятора загорается в том случае, когда отсутствует зарядка от генератора.
Итак, смоделируем ситуацию. Вы завели мотор, но лампа аккумулятора не погасла. В чем дело?
- Неисправно реле-регулятор, диодный мост;
- Плохое натяжение ремня генератора, критический износ или проскальзывание ремня. Износ (люфт) подшипника генератора;
- Перегорел предохранитель или плохой контакт;
- Плохой контакт на клеммах АКБ, на выводе генератора или на проводе массы;
- Обрыв цепи возбуждения генератора, серьезный износ щеток генератора или щеткодержателей;
- Износ выключателя зажигания, как вариант, однако в данном случае гореть будет сразу несколько лампочек.
Обозначения цвета индикатора на аккумуляторе
Для оценки цветового индикатора в первую очередь нужно слегка постучать по глазку, для этого подойдёт рукоятка отвертки или что-то похожее.
Этот процесс необходим не всегда, но часто он помогает перед оценкой цвета индикатора аккумулятора, так как после постукивания выгоняются пузырьки воздуха, которые могут помешать просмотру.
Производители особо не экспериментируют с цветовыми вариациями в глазке на аккумуляторе (обычно иное обозначение расписывается на наклейке-инструкции), распространены следующие цвета:
- зеленый — всплыл зеленый шарик. Показатель нормы.
- красный /черный — всплытие красного шарика, когда в глазке черный — шарик на дне. Требуется заряд.
- белый/серый/прозрачный/ желтый — цвет видится по-разному из-за разной цветопередачи и восприятия глазом, но в действительности же это цвет прозрачной ножки пластикового датчика, в случае с желтым — цвет электролита. Не хватает воды.
Почему разряжается АКБ
Многие автовладельцы жалуются на то, что аккумулятор быстро разряжается. Причины, по которым он будет быстро выходить из строя, могут быть как человеческий фактор, так и недоработка производителя.
Частой причиной, по которой быстро садится АКБ, является утечка точка. Большую роль играет исправность генератора. Такие неисправности, как разрыв ремня генератора, недостаточное его натяжение, сломанные регулятор напряжения и диодный мост буду приводить к постоянному недостатку подпитки АКБ. Из-за этого батарея будет быстрее разряжаться, чем заряжаться.
Низкие температуры, как и неисправно работающий генератор, играют отрицательную роль для подзарядки. Так, например, при минус двадцати градусов электролит загустевает. Ухудшается контакт.
Опытные механики советуют вообще не оставлять батарею на морозе, если машина стоит не в теплом гараже. Лучше забрать АКБ и занести его домой.
Утечка тока происходит по причине окисления на клеммах АКБ. Также причиной могут быть изношенная изоляция или поврежденный провод. Опытные механики советуют также проверить предохранители.
Самая плохое, что может случиться – это замыкание АКБ. До сих пор опытные механики не могут с точностью сказать, почему иногда некоторые АКБ замыкают. Известно, что замыкание образуется при встрече положительно и отрицательно заряженных ионов на дне батареи, где находятся частицы разрушившегося свинца.
Замкнувший аккумулятор уже нельзя вернуть к жизни. Поэтому его заменяют новым. Иногда причиной быстрого выхода из строя АКБ становится неправильная зарядка. Давайте посмотрим, что советуют механике по зарядке батареи.
Инструкция по зарядке аккумулятора
Сам процесс зарядки необслуживаемого АКБ выполняется по следующему алгоритму:
- Подключайте провода с соблюдением полярности (об этом упоминалось выше).
- Устанавливайте необходимый ток заряда. Он должен быть 10% от общей емкости АКБ. К примеру, если емкость составляет 70 Ампер/часов, то уровень тока не должен быть больше 7 Ампер. В случае, когда АКБ разрядилась до «нуля», начинайте зарядку с меньшего тока — 1-2 Ампера.
- При подключении проводов к АКБ убедитесь, что ЗУ отключено от сети.
- Как только все скоммутировано и проверено, можно включать зарядное устройство и выставлять уровень напряжения 14.5 Вольт. Если есть регулятор, то ставьте ток на минимальный уровень. Этого достаточно, чтобы запустить зарядку аккумулятора.
- В процессе зарядки АКБ уровень тока будет постепенно снижаться. Как только напряжение на аккумуляторе достигнет уровня 14.4 Вольт, величина тока достигнет параметра саморазряда — 200 мА. При этом помните, что для обслуживаемых АКБ основой показатель — номинальный ток зарядки (10% от емкости), а для необслуживаемых — напряжение.
- Если источник питания был разряжен до «нуля», то напряжение заряда стоит снизить до уровня 12-13 Вольт. При этом держите под контролем ток заряда, который не должен быть больше 5% от емкости источника питания. Если это значение больше, то напряжение стоит уменьшить.
Важно почитать: Почему не заряжается аккумулятор автомобиля, причины, способы устранения
Проверка генератора
Причиной, по которой батарея не заряжается, может быть неработоспособность генератора. Если пробег автомобиля большой, это может привести к выработке ротора либо износу вращающихся элементов. В результате это может привести к перекосу деталей внутри конструкции и отсутствию вращения. Если генератор заклинил, то его необходимо будет заменить, ремонт в этом случае результатов не даст. Кроме того, причина может заключаться в обрыве цепи внутри механизма. Выявить такую неисправность можно только с помощью электрика.
В целом большую часть проблем, связанную с отсутствием заряда, можно решить своими силами. Для этого достаточно только правильно следить за работой узла и уделять время диагностике батареи и генератора в случае появления соответствующего индикатора на приборке.
Загрузка …
Зачем заряжать аккумулятор автомобиля?
Вопрос логичный, поскольку в конструкции двигателя зарядник уже предусмотрен. Это автомобильный генератор, и всё происходит автоматически. При нормальной работе системы водителю вмешиваться не нужно. Но в определенных ситуациях ручная зарядка аккумулятора для автомобиля становится необходимой процедурой.
Помимо дохода, всегда существует и расход. Батарея разряжается на бортовые потребители, причём иногда в таких условиях, что мощности генератора не хватает. Большие токи разряда, малые обороты двигателя, низкие температуры. Всё это не способствует поддержанию АКБ в заряженном состоянии. Приходится оказывать внешнюю помощь.
Техника безопасности
Выше говорилось про технику безопасности при подаче тока на работающие клеммы аккумулятора. Вот какие этапы она подразумевает:
соединить сначала плюсовой провод зарядника, а потом уже минусовой (на случай, если по неосторожности вы забудете отключить ЗУ от сети) — отключение проводится в обратной последовательности;
не допускать контакта проводки с поверхностью АКБ, кузовом машины и топливными шлангами;
включать вилку зарядного устройства в розетку 220 В лишь после соединения проводов с клеммами АКБ — отключать из сети тоже, только после скидывания проводов;
во время зарядки отключать все потребители тока в машине — автомагнитолу, климат‐контроль, печку, фары и т. д.. Подзаряжать аккумуляторную батарею, не снимая ее с машины — разрешается
Хотя желательно, если вы далеки от техники безопасности и не можете разобраться с качеством зарядного устройства, доверить процедуру специалистам. Также можете скинуть клеммы, подать напряжение на АКБ, а потом разобраться с «улетевшими» настройками электронных систем автомобиля.
Подзаряжать аккумуляторную батарею, не снимая ее с машины — разрешается. Хотя желательно, если вы далеки от техники безопасности и не можете разобраться с качеством зарядного устройства, доверить процедуру специалистам. Также можете скинуть клеммы, подать напряжение на АКБ, а потом разобраться с «улетевшими» настройками электронных систем автомобиля.
Какие параметры можно проверить
При помощи данного измерителя электрических характеристик можно узнать емкость аккумулятора, напряжение (разность потенциалов) между его полюсами, внутреннее сопротивление, ток утечки.
Как измерить напряжение
Измерение значения данной характеристики на перезаряжаемом источнике питания при помощи мультиметра производится следующим образом:
- Измеритель переключается на диапазон замеров постоянного напряжения до 20 В;
- Наконечники щупов прикладываются к одноименным полюсам (выводам) питания;
- Спустя несколько секунд, текущее значение напряжения акб высвечивается на дисплее.
На заметку. Если на дисплее рядом с цифрами высвечивается знак « – » то это означает, что при подключении зажимов или наконечников щупов произошла «переполюсовка»: щупы приложены не к одноименным, а к разноименным полюсам (минусовой черный щуп приложен к плюсовому полюсу, красный плюсовой – к минусовому. Особой опасности данная ситуация не несет, но для нормальной работы измерителя ее лучше избегать и следить за соблюдением полярности подключения щупов.
Измерение разности потенциалов при помощи многофункционального измерителя
Как измерить ёмкость
Узнать емкость батареи можно следующим образом:
- Батарею полностью заряжают, после чего подключают к ней нагрузку с заранее известным током потребления, например, лампу накаливания;
- Засекают время, в течение которого нагрузка будет нормально работать;
- Одновременно с этим к полюсам подключают щупы (зажимы) мультиметра, переключая его в режим измерения постоянного напряжения в диапазоне до 20 В. Данная операция необходима для того, чтобы следить за уровнем падения разности потенциалов, отключая нагрузку в тот момент, когда питание будет иметь минимально допустимое значение данной характеристики.
- Фактическое значение характеристики находят, делая простой расчет: умножая ток, потребляемый нагрузкой, на время ее нормальной работы от полностью заряженной батареи. Полученный результат выражается в Амперчасах (А*час, Ah).
Помимо мультиметра, измеряется емкость перезаряжаемых элементов с помощью такого приспособления, как тестер.
Как проверить внутреннее сопротивление
Для проверки внутреннего сопротивления батареи производят следующие манипуляции:
- К батарее подключают нагрузку: лампочку, моторчик или какой-либо инструмент;
- Дают нагрузке поработать 5-10 секунд;
- Замеряют напряжение питания (U1);
- Отключают нагрузку;
- Повторно замеряют напряжение на полюсах батареи (U2);
- Находят разницу между двумя значениями U1 и U2, после чего делят ее на номинальную заявленную производителем питания разность потенциалов, затем переводят полученный результат в проценты. Если в процентном выражении полученное на основании расчетов значение меньше 0,4%, значит, внутреннее сопротивление нормальное.
Элементы с превышающим данное значение показателем считаются непригодными и даже опасными для дальнейшего использования.
Как проверить ток утечки
Ток утечки – опасное, нежелательное явление для любого перезаряжаемого питания. Проверка его наличия на автомобильном источнике питания производится следующим образом:
- Выключают зажигание;
- Отключают все работающие при выключенном зажигании потребители: магнитолу, охранную систему;
- Отсоединяют минусовую клемму источника питания;
- Переводят мультиметр в режим измерения постоянного тока силой до 10А;
- При помощи зажимов крокодильчиков подключают плюсовой щуп мультиметра к одноимённому полюсу;
- Минусовый щуп подключают к снятой с полюса батареи минусовой клемме;
- Признаком наличия тока утечки будет изменяющееся число на дисплее измерителя: чем больше отображаемое на нем значение, тем выше ток утечки и самопроизвольный разряд элемента в нерабочем режиме.
Определение тока утечки на автомобильной акб
В батареях, в которых тока утечки нет, на экране измерителя будут три нуля, разделенные одной точкой.
Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства? Для того чтобы при проверке различных характеристик акб при помощи мультиметра не повредить его внутреннюю начинку, необходимо устанавливать правильный диапазон измерений. Так, например, при замере разности потенциалов между полюсами у 12-ти вольтовой акб прибор устанавливают в диапазон измерения постоянного напряжения до 20 В.
На заметку. Измерения значений различных характеристик с использованием многофункционального измерителя производятся, начиная с самого высокого диапазона. Это необходимо для того, чтобы не сжечь внутреннюю начинку измерителя и не получить электротравму.
Горит лампочка аккумулятора, причины и как устранить. Почему горит лампочка аккумулятора. Что делать, если горит лампа аккумулятора после запуска мотора?
Наверное, каждый замечал красную небольшую коробочку на приборной панели, которая обозначает аккумуляторную батарею. И все мы знаем, что если повернуть ключ в замке зажигания, данная лампа загорается, но сразу гаснет при запуске мотора. Когда водитель вставляет ключ и проворачивает его в замке зажигания, осуществляется автоматическая самопроверка фактически всех систем мотора, после успешной диагностики индикаторы гаснут, что обозначает исправность всей системы. То же самое происходит и с аккумуляторной батареей, когда с ней все в порядке, лампочка гаснет, но если с аккумулятором проблемы, индикатор не перестанет гореть.
Зарядка аккумулятора от генератора, как это происходит
Каждый, даже начинающий автолюбитель, знает, что аккумуляторная батарея взаимодействует с генератором и после запуска мотора аккумулятор переходит в режим непрерывной подзарядки. Когда обороты мотора повышаются, на выходе генератора возрастает и напряжение.
Чтобы предотвратить в цепи возбуждение ротора, монтируют небольшое реле-регулятор, основной задачей которого является понижение тока до нормального уровня вне зависимости от числа оборотов мотора. Соответственно, напряжение поддерживается на нужном уровне. Лампа аккумулятора загорается тогда, когда зарядка от генератора отсутствует.
Плохая натяжка ремня генератора, проскальзывание или критический износ ремня. Люфт (износ) подшипника генератора.
Вышел из строя реле-регулятор либо диодный мост.
Перегорел предохранитель либо плохой контакт.
Оборвалась цепь возбуждения генератора, сильный износ щеткодержателей или щеток генератора.
Плохой контакт на проводе массы, на выводе генератора или на клеммах аккумуляторной батареи.
Износился выключатель зажигания, однако, в таком случае, будет гореть сразу несколько лампочек.
Инструменты помощники для диагностики
Если лампочка аккумулятора горит при рабочем моторе, не стоит его глушить, необходимо открыть капот и проверить напряжение на клеммах аккумуляторной батареи. Если на мультиметр поступает зарядка, напряжение должно быть 13.5 — 14.3 V. Когда зарядки нет, напряжение будет существенно ниже — около 12 V.Чтобы решить проблему, вам будут нужны следующие инструменты:
Две отвертки — крестообразная и плоская.
Нож, плоскогубцы и «наждачка», чтобы зачистить контакты.
Мультиметр.
«Контролька» — лампочка на 12 V.
Горит лампочка аккумулятора, самые частые причины и способы их устранения
Вариант первый. Если бортовой вольтметр показывает заряд, лампа аккумуляторной батареи не горит, аккумулятор полностью разряжен, а мультиметр демонстрирует 12 V на клеммах аккумулятора.Необходимо произвести зачистку проводов высокого напряжения и клемм, после чего опять измерять напряжение. Если это не дало никакого результата, следует проверить напряжение на «30» клемме генератора. Первый электрод мультиметра нужно подсоединить к клемме генератора, а второй — к массе. В данном случае, напряжение может быть немного выше, чем на аккумуляторной батарее, тогда следует зачистить «30» клемму. Если необходимо, поменяйте провод, идущий от генератора к аккумуляторной батарее.
Помимо этого, причиной данной ситуации может быть обрыв в обмотке статора или пробой одного с диодов. Необходимо выключить зажигание и с помощью мультиметра проверить диоды. Если вы обнаружите пробой, следует произвести замену.Не будет лишней и проверка щеток генератора. Для этого необходимо проверить длину щеток — она должна составлять не менее пяти миллиметров. В противном случае, щетки подлежат замене.Вариант третий. Если после поворота ключа, лампа аккумуляторной батареи не горит, не срабатывает датчик заряда, а на батарею не поступает зарядка, скорее всего, причина кроется в перегорании предохранителя.
Вариант четвертый. Нет зарядки после поворота ключа, лампа аккумулятора не горит, но все приборы функционируют.С «61» клеммы генератора следует снять проводок, после чего подключить его к минусу. Если после проведения данной операции лампочка загорелась, причиной является обмотка возбуждения генератора.
Вариант пятый. Лампа после запуска двигателя не гаснет, зарядка прерывистая либо отсутствует. Как правило, причиной такого поведения является плохой контакт провода с разъемом на панели приборов.
Советы профессионалов
После всех вышеописанных операций, необходимо проверить реле-регулятор, дать напряжение его контактам. Также, стоит проверить напряжение на щетках — реле исправно, если оно составляет 12V, иначе его нужно заменить.
Обозначения цвета индикатора на аккумуляторе
Для оценки цветового индикатора в первую очередь нужно слегка постучать по глазку, для этого подойдёт рукоятка отвертки или что-то похожее.
Этот процесс необходим не всегда, но часто он помогает перед оценкой цвета индикатора аккумулятора, так как после постукивания выгоняются пузырьки воздуха, которые могут помешать просмотру.
Производители особо не экспериментируют с цветовыми вариациями в глазке на аккумуляторе (обычно иное обозначение расписывается на наклейке-инструкции), распространены следующие цвета:
- зеленый — всплыл зеленый шарик. Показатель нормы.
- красный /черный — всплытие красного шарика, когда в глазке черный — шарик на дне. Требуется заряд.
- белый/серый/прозрачный/ желтый — цвет видится по-разному из-за разной цветопередачи и восприятия глазом, но в действительности же это цвет прозрачной ножки пластикового датчика, в случае с желтым — цвет электролита. Не хватает воды.
Часто встречающиеся проблемы АКБ
С точки зрения автолюбителя, садящегося за руль транспортного средства, автомобильный аккумулятор является неисправным в том случае, когда батарея не крутит, то есть не выдает требуемого напряжения либо заряда. Причинами подобного поведения батареи могут быть разные явления. Приведем несколько распространенных проблем эксплуатации аккумулятора, с которыми сталкиваются водители:
- Не горит лампочка зарядки автомобильного аккумулятора. Она должна включаться при каждом включении зажигания. Если лампа не горит, это означает, что ее срочно следует поменять, так как осуществить столь простую операцию при возникновении реальной проблемы будет невозможно.
- Лампочка горит, но аккумулятор быстро теряет свой заряд (разряжается). Данный факт может свидетельствовать о том, что АКБ не в состоянии держать заряд (либо принимать его) или о том, что поступающего с генератора заряда банально недостаточно. Обычно указанные проблемы связаны с выходом из строя реле-регулятора. Проверяют этот элемент очень просто: подсоединяют к реле вольтметр, запускают двигатель автомобиля, наращивают обороты до трех тысяч в минуту (для дизельных машин обороты доводят до двух тысяч), а затем замеряют величину напряжения. Если вольтаж имеет значения от 12 до 14, реле находится в рабочем состоянии. Если показатель напряжения меньше, необходимо отправляться на СТО (вероятнее всего, сломался реле-регулятор, или генератор функционирует не так, как надо).
- Лампочка зарядки аккумулятора после запуска мотора горит постоянно (не гаснет). Пожалуй, самый серьезный сигнал, оповещающий водителя о том, что имеется повреждение цепи зарядки. Если лампочка на приборной панели постоянно горит, это может означать, что присутствует плохой контакт, большой износ генераторных щеток либо отсутствует масса. В подобных ситуациях следует проверить аккумулятор и генератор, оценив состояние соединений данных механизмов. В тех случаях, когда водитель самостоятельно не может найти никаких проблем (контакт на клеммах хороший, автомобильный аккумулятор не имеет видимых неисправностей, все соединения плотно затянуты и так далее), нужно отправляться в автомастерскую. Без специальных знаний здесь не обойтись.
Но не стоит спешить отдавать свои деньги работникам станций технического обслуживания, увидев, что лампочка горит или, наоборот, не зажигается. Возможно, аккумулятор на вашем «железном коне» быстро разряжается из-за банального недозаряда. Такое явление очень часто наблюдается при частых, но весьма кратковременных поездках.
Допустим, вы каждый день отправляетесь на работу на своем авто, затрачивая на поездку не более 10–15 минут. Понятно, что за столь короткое время аккумулятор заряжается некачественно (получает недостаточный заряд), зато при каждом пуске он исправно отбирает необходимый ему заряд. Подобную проблему аккумулятора вы в состоянии решить и самостоятельно, осуществив его нормальную зарядку.
Почему может моргать лампочка АКБ?
На автомобиле Renault Logan есть встроенная система самодиагностики. Она заключается в измерении каких-то величин и формировании визуальных и звуковых сигналов оповещения. В данном случае она выполняет контроль за напряжением в разных частях схемы. Вся электроника, не касающаяся работы ДВС, подключается к питанию непосредственно от аккумулятора. К ней относятся габаритные огни, магнитола, подсветка номера — все то, что не имеет особого значения при движении. Система зажигания питается от цепи, которая подпитывается в нормальном режиме генератором во время работы ДВС. Именно контроль этой части питания и выводится на панель. Если с напряжением есть какие-то проблемы, загорается или моргает лампочка аккумулятора.
Выделяют следующие возможные причины такого состояния:
- Неисправность генератора, который не выдает нужное напряжение для нормальной работы оборудования автомобиля Рено Логан.
- Поломки в АКБ, в которой замкнуло, и она стала нагрузкой для генератора.
- Повреждение клемм и прочих соединений.
В процессе работы двигатель сильно вибрирует, из-за чего вполне могут обрываться и ломаться провода любой толщины. Поэтому одной из причин, когда загорается лампочка аккумуляторной батареи, является обрыв провода с генератора. К нему подводится толстый плюсовой, который сразу идет на АКБ, и тонкий, но подключается к разным местам. Также в местах контакта часто образуется окись, которая становится серьезной проблемой для прохождения электрического контакта.
Кроме обрыва силовых проводников, также посмотрите на дополнительный провод на генераторе. Он подводит питание 12 В к обмотке возбуждения. Зачем генератору напряжение, если он его генерирует сам? В конструкции нет постоянных магнитов, поэтому вырабатывать питание самостоятельно он не способен. Чтобы ЭДС генерировалось в роторной обмотке, нужно создать постоянное магнитное поле статором. Напряжение на этом проводе появляется после включения зажигания и будет идти по схеме через предохранительную колодку.